Российские власти готовятся увеличить налогообложение нефтяной отрасли, чтобы закрыть «дыру» в федеральном бюджете, которая по итогам января стала рекордной с дефолтного 1998 года.
Изменения правил расчета цен на нефть Urals - основную экспортную марку российских нефтяников - принесут в казну 600 млрд рублей дополнительных сборов в этом году, сообщил замминистра финансов Михаил Котюков на заседании комитета Думы по бюджету и налогам во вторник.
Согласно подготовленному правительству законопроекту, объем взимаемых с нефти налогов будет рассчитываться не из фактических цен, а из «виртуальных». Какой бы ни была реальная скидка на Urals, нефтяники будут платить сборы так, как если бы она не превышала $34 c 1 апреля, $31 — с мая, $28 — с июня, $25 — с июля.
В январе средняя цена Urals упала ниже $50 за баррель из-за скидок, которые достигают 40% к Brent. В бюджет Минфин заложил $70 за бочку и дефицит в размере 2,9 триллиона рублей.
Изменение налогообложения «является способом защитить бюджетные доходы», говорит главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. В январе поступления нефтегазовых налогов упали вдвое год к году, а их общий объем — 425,5 млрд рублей — стал самым низким с августа 2020 года. Дефицит бюджета достиг 1,8 трлн рублей, что для традиционно благополучного января стало худшим результатом за последние четверть века.
Февраль сулит нефтяникам и бюджету дальнейшее ухудшение ситуации: с 5 февраля вслед за нефтью под европейское эмбарго попали нефтепродукты. А их экспорт уже начал падать — на 12% за период 1–12 февраля, рассказали Reuters источники в отрасли.
Судя по всему, власти готовятся к тому, что дисконт Urals к Brent может увеличиться с текущих $30–35 за баррель, так как «компании будут пытаться найти новые рынки и избежать снижения своего производства», говорит Орлова.
«Новая мера предотвратит бюджетные доходы от снижения и переложит нагрузку коррекции на нефтяную отрасль», — поясняет она.
Следом «поделиться» предстоит и другим компаниям, получившим «сверхдоходы», предупреждал на прошлой неделе первый вице-премьер Андрей Белоусов. По данным The Bell, до 200 млрд рублей дополнительных налогов правительство ждет от Российского союза промышленников и предпринимателей — крупнейшего в стране бизнес-объединения, куда входят тысячи предприятий из отраслей от банковской сферы до ВПК и услуг.
Только о нефтегазе речь не идет, подчеркивает Алексей Белогорьев, заместитель директора по энергетическому направлению Института энергетики и финансов: «В круг таких компаний могут, по меньшей мере, войти экспортеры угля и удобрений. Но полной ясности нет, поскольку непонятны критерии, по которым правительство будет оценивать „сверхдоходы“ компаний».