Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Мягкое ограничение дисконта Urals для расчета нефтяных налогов повышает риск роста других налогов -- аналитики

МОСКВА, 14 фев (Рейтер) - Предложенное российскими властями ограничение дисконта основного российского сорта нефти Urals к североморскому эталону Brent для расчета налогов поддержит доходы казны, но может оказаться недостаточным для балансировки бюджета, что увеличивает риск роста фискальной нагрузки на ненефтяные секторы экономики, считают аналитики.

При этом фиксированные скидки могут позволить Минфину сократить продажи юаней из резервов, а во второй половине года ведомство может даже перейти к покупкам валюты, ожидают они.

В попытке свести концы с концами на фоне роста расходов и падения доходов из-за «спецоперации» Москвы в Украине и западных санкций власти активно ищут способы пополнения казны.

Президент РФ Владимир Путин в начале января велел правительству решить вопрос с возросшим дисконтом на российскую нефть по отношению к эталонным сортам, «чтобы это не создавало никаких проблем с бюджетом».

В конце прошлой недели правительство внесло в Думу поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми при расчете нефтяных налогов (НДПИ, НДД и обратного акциза на нефть) будет установлен предельный дисконт российской марки Urals к Brent: $34 за баррель в апреле, $31 – в мае, $28 – в июне, а начиная с июля - $25 за баррель.

Такой переходный период применения дисконтов к цене Brent позволит адаптироваться нефтяным компаниям к применению нового порядка расчета налогов, сообщил Минфин.

Аналитики сочли предложенные дисконты слишком щедрыми.

Эксперты SberCIB Investment Research и инвестбанка Синара указали, что дисконт в $34 за баррель для апреля соответствует фактической скидке, с которой торговалась российская нефть в январе - начале февраля.

«Решение позитивно с точки зрения повышения устойчивости федерального бюджета, однако его эффект на горизонте до конца текущего года не выглядит решающим», - написали аналитики Росбанка, оценивая выгоду для казны максимум в 500 миллиардов рублей.

Между тем дефицит федерального бюджета в январе 2023 года составил рекордные для этого месяца 1,76 триллиона рублей, или 60% от плана на весь 2023 год - 2,9 триллиона рублей.

ПОЛОВИНЧАТЫЙ ЭФФЕКТ

Главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков прогнозирует эффект от снижения предельного дисконта и коррекции демпфера в один триллион рублей нефтегазовых налогов в 2023 году без учета роста цены Brent при средней добыче 10 миллионов баррелей в сутки в оставшиеся месяцы.

По его оценке, нефтегазовые доходы составят по итогам года 8,1 триллиона рублей при заложенных в бюджет 8,9 триллиона рублей, а дефицит вырастет до 4,3 триллиона рублей исходя из неизменных ненефтегазовых доходов и уровня расходов.

«Это выше плановых 2,9 триллиона рублей, но еще ведь не вечер и не все разовые взносы сданы», - написал Исаков в своем телеграм-канале.

На прошлой неделе стало известно, что российские власти обсуждают с крупным бизнесом разовый взнос в бюджет в размере 200-250 миллиардов рублей из прибыли, полученной в 2021-2022 годах.

Нулевой эффект от предельного дисконта ждут аналитики инвестбанка Синара, прогнозируя, что скидка снизится до $25 за баррель сама по себе по аналогии с прошлым годом, когда дисконт Urals уменьшился с более чем $30 за баррель в апреле-июне до $21 за баррель к осени.

«Если наши ценовые прогнозы на 2023 год сбудутся (Brent - в среднем $100 за баррель, Urals - $75 за баррель), то поправки не окажут вообще никакого влияния на налогообложение нефтяных компаний», - написали аналитики Синары.

Уменьшение нефтяного дисконта для целей налогообложения не окажет существенного негативного влияния на прибыльность компаний сектора в среднесрочной перспективе, поскольку фактический дисконт также сократится - до $24 за баррель в четвертом квартале 2023 года, согласны аналитики SberCIB.

«Более благоприятные изменения для нефтяной отрасли, чем ожидалось, увеличивают риск фискальной нагрузки на прочие ненефтяные ресурсные секторы», - считает руководитель отдела аналитики ресурсных секторов Ренессанс Капитала Борис Синицын.

МЕНЬШЕ ПРОДАЖИ ВАЛЮТЫ

Федеральный бюджет на 2023 год сверстан на основе прогноза стоимости Urals $70,1 за баррель, тогда как основная российская нефтяная смесь в настоящее время торгуется около $53 за баррель.

В условиях провала нефтегазовых доходов в начале года Минфин с января начал продавать доступную валюту из Фонда национального благосостояния (ФНБ), чтобы компенсировать недостающие бюджету рубли.

Ограничение дисконта позволит Минфину к маю сократить продажи юаней из ФНБ в рамках бюджетного правила, а к июлю начать покупки валюты, ожидает Исаков.

Уже в апреле продажи валюты могут снизиться в 4 раза к текущему уровню, до $0,5 миллиарда, а во второй половине года Минфин будет накапливать юани со скоростью в $0,5-0,7 миллиарда в месяц, прогнозирует Исаков.

Минфин в феврале увеличил почти в три раза по сравнению с январем - до 160,2 миллиарда рублей (около $2,2 миллиарда по текущему курсу) - продажи китайских юаней из резервов для компенсации выпадающих нефтегазовых доходов казны. По мнению аналитиков SberCIB Investment Research, в базовом сценарии сокращение дисконта и рост цен марки Brent должны поднять цену нефти, используемую для расчета налогов, c текущего уровня около $50 за баррель до $64 к середине года и $66 в конце года. В таком случае объем продаж валюты из ФНБ снизится и Минфин может перейти незначительным покупкам начиная с августа, ожидают они.

В более консервативном сценарии расчетная цена нефти повысится до $58 за баррель, и тогда Минфин будет продавать иностранную валюту в течение всего года, однако во втором полугодии 2022 года ежемесячные продажи юаней не превысят эквивалента $1 миллиард, оценивают аналитики SberCIB. (Дарья Корсунская. Редактор Марина Боброва)

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку