По-прежнему более двух третей (68%) согласны, что «дела идут в правильном направлении». Одобрять деятельность Владимира Путина на посту президента РФ продолжают 83%. Отвечать, что «лично поддерживают» действия Вооруженных сил России на территории Украины, продолжают 77% (из них 47% - «определенно да», 30% - «скорее да»). Критики опросной социологии предлагают этим результатам не доверять. Их обычный аргумент: ну неужели вы думаете, что в ходе опроса кто-нибудь вам скажет, что они считают направление неправильным или не одобряют президента, не поддерживают СВО? Ответим им, что такие люди есть. Их не очень много, поговорим про них в конце этих заметок.
СВО затягивается
Пока же мы обсуждаем ответы большинства, отличающиеся, повторим, в этом году примечательной неизменностью. А на этом фоне даже малые изменения в позициях отдельных категорий респондентов представляют особый интерес. В середине описываемого срока – в конце мая 2022 года – мы спрашивали: «как вы думаете, сколько еще будут длиться военные действия в Украине?» В мае самым частым из пяти вариантов ответа на этот вопрос (26%) был вариант «от двух месяцев до полугода». Более оптимистические ответы «не больше месяца» давали 2%, «от месяца до двух» - 9%, более пессимистические - от «полугода до года» - 23%, «больше года» - 21%. Прошло восемь месяцев и вот замер в январе показал, что структура ответов переменилась. Теперь прогноз на окончание военных действий «в течение месяца» и «от месяца до двух» давали по одному проценту, не более. Бывший самый популярный ответ «от двух месяцев до полугода» выбрали теперь только 11%. Вариант «от полугода до года» назвали 25%. Самым частым теперь стал теперь самый неопределенный вариант: «больше года». Его дали 43%. При этом в отдельных социальных категориях перемена мнений выглядит еще более резкой. Так, среди охваченных опросом руководящих работников в мае 2022 г. чаще всего называли сроки продолжительностью не более полугода. В январе же 2023 г. о малых сроках стали говорить втрое реже. А самым частым стал ответ «более года». И если в мае руководящие работники были оптимистичнее рабочих, то к январю они сравнялись с рабочими в своих оценках перспектив СВО.
Есть сомнения в победе
И в мае, и в январе мы задавали вопрос: «чем, по вашему мнению, закончатся эти военные действия в Украине?» В мае три четверти выбирали ответ «победой России», 15% - «ни одна из сторон не сможет одержать верх», 9% затруднились ответить и один процент составили ответы «победой Украины».
В целом к январю композиция ответов не изменилась, но на 4 процентных пункта снизилась доля ожидающих победы России. Доля ожидающих победы Украины в целом осталась на уровне 1%.
Если же всмотреться в ответы отдельных групп, то увидим, что ожидание победы России среди мужчин понизилось сильнее, чем среди женщин, среди бедного населения сильнее, чем среди зажиточных. Показатель сильно снизился среди служащих - на 10 пунктов, а в среде домохозяек – на 16. Среди таковых более чем на 10 пунктов выросло убеждение, что «ни одна из сторон не сможет одержать верх». Сейчас это мнение разделяют также около четверти москвичей и более четверти людей в возрасте от 25 до 34 лет.
Среди большинства опрошенных ответ об ожидаемой победе Украины давал один человек из ста и в мае 2022, и в январе 2023 года. В мае других результатов считай и не было. Но в январе высказать такое мнение рискнули три процента москвичей и два процента жителей других крупнейших городов. Есть основания думать, что это были по преимуществу молодые люди, прежде всего – студенты.
Разные меньшинства
В начале этих заметок мы указали, что в нашем обществе есть люди, не считающие правильным путь, которым идет страна (их ответы составили 24% от общего числа), и люди, не выражающие одобрение деятельности Владимира Путина на посту президента (их ответы - 16%). Частично это одни и те же респонденты. Так, и в той, и в другой категории по 13% составляют сторонники КПРФ, 7%-8% - сторонники ЛДПР. Но есть и существенные различия. Среди тех, кто находит путь страны неправильным, около 40% выражают одобрение деятельности Владимира Путина, около одной десятой готовы проголосовать за «Единую Россию». А среди выражающих неодобрение Путину 5% проголосовали бы за Яблоко.
Весьма условно меньшинство, состоящее из тех, кто назвали путь страны неверным, можно считать более широкой и мягкой оппозицией, а меньшинство, состоящее из не одобряющих деятельность Владимира Путина – более узкой и резкой. Посмотрим, какова динамика мнений у этих двух оппозиционных меньшинств. (Следует оговориться, что в области столь малых подмножеств точность наших измерений снижается. Приводимые далее числовые значения мы предлагаем рассматривать прежде всего как указатели тенденций).
Укажем, что среди условно мягкой оппозиции в мае поддерживали действия ВС РФ 47%, не поддерживали 44%. Среди условно жесткой – соотношение было 34% и 56% соответственно. К январю в первой группе центр тяжести переместился, соотношение стало 44% и 49%, во второй 28% и 64%. Сокращение поддержки видим и тут, и там, но у резкой оппозиции и динамика более выраженная.
В мае среди мягкой оппозиция преобладало ожидание победы России ( 53%), к январю эта доля упала до 45%. Среди резко-оппозиционного меньшинства вес этого мнения сократился соответственно с 42% до 32%. А вот считающих, что «ни одна из сторон не сможет одержать верх», у «мягких» как была в мае треть, так треть и осталась. Среди «жестких» динамика также не отмечается; это мнение у них было преобладающим – 43% и таковым осталось, сохранив размер в 43%. Доля прогнозирующих победу украинской стороны среди «мягких» изменилась с 4% до 5%, а среди «жестких» с 5% до 7%.
Куда идет большинство
Рассмотренная выше картина в целом позволяет, как кажется, сделать такое заключение. Общественное мнение страны пребывает в целом в статическом состоянии. Одобрение деятельности руководства страны и поддержка инициированной им военной операции сохраняются на напряженно-высоком уровне. На высоком уровне остается и вера в победу России. Однако начинает снижаться уверенность, что эта победа будет скорой. Медленно, но растет ожидание «ничьей».
Особо отметим, что представители маргинальных на первый взгляд меньшинств - критики того пути, которым идет страна, и те, кто не одобряет деятельность руководства страны, – они демонстрируют те же тренды в изменениях своих позиций. Это те же изменения мнений, которые пока очень слабо проявились в основной части общества, но в их среде они проступили резче.
Это позволяет сказать, что по обсуждаемым трендам их позиция оказывается не маргинальной, оторванной от чаяний общества, но авангардной, показывающей, куда со временем может склониться мнение большинства.