Иранские производители автомобилей разнообразят российский рынок, на котором после ухода иностранных брендов остались только отечественные и китайские марки. В 2023 году в Россию может быть поставлено более 20 тыс. машин из Ирана, заявил российский посол в Тегеране Алексей Дедов.
«В планы крупнейшего автоконцерна Iran Khodro входит поставка двух тысяч автомобилей собственного производства в Россию до конца 1401 иранского календарного года, что соответствует 20 марта 2023 года. <…> Компания Saipa также ведет переговоры с российскими дистрибьюторами о ежегодном экспорте в нашу страну более 20 тысяч машин», — сказал Дедов (цитата по «РИА Новости»).
Автомобили концерна Iran Khodro демонстрировали на московской международной выставке запасных частей и автокомпонентов MIMS-2022 в августе 2022 года. Речь идет о моделях Tara и Dena.
Автомобиль Tara с мотором 1,6 (113 л. с. и 144 Нм) является локализованной в Иране версией французских Peugeot 301 и Citroen C-Elysee. Он выпускается с механической и автоматической коробкой передач. Также автомобиль оснащен подушками безопасности, круиз-контролем и мультимедийной системой. Седан Dena в свою очередь основан на модели IranKhodro, скопированной с архаичного Peugeot 405.
Второй по величине автопроизводитель Ирана Saipa может поставлять в Россию седан Shahin с турбомотором 1,5 (110 л. с.) и механической коробкой передач. В его основе платформа Toyota Yaris середины 2000-х. Эту же основу имеет кроссовер Saipa Aria.
На российском рынке иранские модели могут занять нишу ушедших Hyundai Solaris, Kia Rio, Skoda Rapid и VW Polo, говорит генеральный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.
Спрос на новые машины в России составляет 900–950 тыс. штук в год, но в 2023-м будет продано около 600–650 тыс., отмечает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. «В этих условиях появление на рынке новых игроков имеет все шансы на успех. Если стоимость моделей из Ирана будет адекватной, то спрос на них обеспечен», — говорит он. При этом, по его словам, поставка в течение года 20 тыс. иранских авто выглядит слишком оптимистично.
«При самом благоприятном развитии событий, предполагающем, что автопроизводителям из Ирана удастся к середине лета создать сеть из 35–40 дилеров, а также пройти процедуру сертификации своих моделей, объем продаж вряд ли превысит 10–12 тыс. машин до конца года», — прогнозирует Бургазлиев.
Однако пока никаких конкретных решений по поставкам иранских автомобилей нет, отмечают крупные дилерские центры. Не ведется и сертификация моделей. «Кроме регулярных звонков, ничего нет, один потенциальный заявитель даже приезжал, но заявку так и не подал», — говорит источник «Известий» в Росстандарте. Он напомнил, что процедура сертификации нового автомобиля, подразумевающая два карш-теста и адаптацию к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», занимает минимум три–четыре месяца.