Заключенных в российских колониях заставляют вступать в ряды ЧВК «Вагнер» под угрозой новых уголовных дел в случае отказа, пишет «Агентство» со ссылкой на двух юристов и правозащитников.
Подобные случаи зафиксированы в колониях Самарской и Ростовской областей, а также в Краснодарском крае и регионах Северного Кавказа. «Приезжают оперативники МВД или ФСБ, обещают поднять старые дела 10-20-летней давности, по которым срок давности уже прошел, пугают, что будут возбуждать дела по тем, кто отказывается идти на войну», — рассказала юрист Яна Гельмель.
По ее словам, новые методы вербовки связаны с тем, что сейчас, в отличие от лета и осени 2022 года, желающих поехать воевать в Украину среди заключенных гораздо меньше. До колоний начала доходить информация о количестве убитых и раненых на фронте.
Точно такие же методы сейчас используют в колониях Пермского края, говорит правозащитница из Перми Оксана Асауленко. По ее словам, одного заключенного, которому оставалось провести в колонии 5 месяцев, вынудили записаться в ЧВК «Вагнер». Об этом правозащитнице рассказала его мать. «Там точно запугали. В последнем разговоре он ей дал понять, что заставили», — отметила Асауленко.
Как отмечают юристы, сегодня вербовка идет в основном в колониях тех регионов, которые находятся недалеко от границы с Украиной и откуда новобранцев можно быстро отправить на фронт автомобильным транспортом.
Также в следственных изоляторах от арестованных стали требовать вступить в ряды ЧВК «Вагнер» в обмен на закрытие уголовного дела, рассказали два источника «Агентства». Гельмель подтвердила, что слышала о подобной практике в СИЗО-1 Самары. Другой адвокат, попросивший об анонимности, сказал, что такой случай был в СИЗО-5 Москвы.
По данным «Медиазоны», представители ЧВК «Вагнер» начали объезжать зоны по второму кругу, поскольку большинство заключенных, набранных летом и осенью 2022 года, погибли или были ранены. Новый набор идет тяжелее, так как заключенные не хотят воевать, отмечает издание.
«В первый раз приехали в начале октября, а уехали [завербованные] 23 октября, больше 300 человек. Во второй раз приезжали в конце декабря, и 6 января уехали тоже, но там уехало порядка 20 человек», — рассказал заключенный с Урала.
При этом сам создатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин больше не ездит по тюрьмам. Вместо него работают его подчиненные, но им не удается убедить людей идти воевать. «Когда он (вербовщик. — ТМТ) начал рассказывать, что вот сейчас ваши освобождаются и им нужна замена, дискуссия началась у него с зэками. И один конкретный ему, как говорится в тюрьме, по глазам ударил, задал вопрос: „Сколько процентов в живых осталось из тех наших, которые уехали?“ На этом он начал запинаться, ничего не мог ответить и вообще закончил свою речь», — рассказал заключенный.
Согласно данным Белого дома, в рядах ЧВК «Вагнер» воюют 50 тыс. человек, 40 тыс. из которых — заключенные. На начало января более 4 тыс. бойцов армии наемников были убиты, а 10 тыс. — ранены. По данным главы фонда «Русь Сидящая» Ольги Романовой, из 50 тыс. заключенных, завербованных армией Пригожина, на фронте осталось около десяти тысяч. Остальные были убиты, ранены или пропали без вести.