Министерство юстиции США предъявило 70-летнему Владимиру Воронченко обвинение в организации схемы по проведению платежей на $4 млн для содержания четырех объектов недвижимости в США, которые принадлежат Виктору Вексельбергу. Кроме того, Воронченко обвиняется в попытке продать два из этих объектов, сообщило ведомство.
Сам Воронченко, имевший разрешение на постоянное жительство в США, покинул страну, сообщает The Wall Street Journal. По информации Минюста, повестку ему вручили во Флориде в мае, откуда он девять дней спустя вылетел в Дубай, а затем – в Москву.
Вексельберг, основатель и председатель совета директоров группы компаний «Ренова», находится под американскими санкциями еще с 2018 г., в марте 2022 г. против него были введены дополнительные меры в связи с российскими вторжением в Украину. В 2022 г. журнал Forbes оценивал его состояние в $5,5 млрд.
Воронченко помогал Вексельбергу приобрести недвижимость в США еще до введения санкций. Для организации сделок он привлек нью-йоркского юриста. В итоге для миллиардера были куплены квартира на Парк-авеню в Нью-Йорке, поместье в Саутгемптоне (шт. Нью-Йорк) и две квартиры во Флориде. Олигарх сделал в общей сложности около 90 денежных переводов на $18,5 млн на счет траста, эти деньги юрист тратил на обслуживание объектов.
Но после того, как активы Вексельберга в США были заблокированы, для обхода санкций была создана специальная схема по проведению платежей, утверждает Миниюст. Юрист стал получать деньги из банка на Багамах со счета, открытого на фирму-пустышку Smile Holding Ltd., которую, согласно обвинению, контролировал Воронченко.
Обвинение в нарушении санкций может дать США возможность уже не только блокировать, но и конфисковать активы Вексельберга. Американские чиновники и юристы думали, как использовать замороженные активы российских олигархов для финансовой помощи Украине. Было решено, что нарушение санкций как раз дает такую юридическую возможность – по аналогии с конфискацией у преступников не только незаконно полученной прибыли, но и использовавшихся при этом активов. Или «орудий труда», как их назвал представитель Минюста и директор созданной им Рабочей группы «Поймай клептократа» (CleptoCapture) Эндрю Эдамс, приведя в пример возможность изъять у наркокурьера автомобиль, в котором перевозились наркотики. Эдамс осенью просил сенатский комитет по банковским услугам разработать соответствующие поправки в законодательство.