Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия оказалась неспособна поддерживать Superjet 100 из-за отсутствия двигателей

Sergey Kustov (CC BY-SA 3.0)

Дальнейшая эксплуатация в России самолетов Sukhoi Superjet 100 оказалась под угрозой после ухода из страны французского производителя двигателей SaM146.

Перевод лайнеров на российские двигатели ПД-8, которые до сих пор не сертифицированы, будет сопоставим по стоимости с остаточной стоимостью самих самолетов, заявил глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

По его словам, технически заменить двигатели на Superjet 100 можно, но с экономической точки зрения есть «нерешенные вопросы», поскольку отечественные двигатели ПД-8 имеют «значительную стоимость».

«Поэтому при остаточной стоимости самолета, к примеру, в 500 млн руб. нужно будет на сопоставимую сумму — если не больше — купить еще и новые комплектующие», — приводят слова Слюсаря «Ведомости».

В этой ситуации российские авиакомпании выступают за то, чтобы в России научились делать капитальный ремонт SaM146, но отечественные специалисты еще не освоили принципы работы газогенератора двигателя, отметил глава ОАК.

У российских авиаперевозчиков в эксплуатации находится 150 Superjet 100. Естественное списание самолетов должно совпадать с выбытием двигателей, говорит Слюсарь. По его словам, в резерве еще есть несколько десятков двигателей SaM146. За их производство отвечало СП PowerJet французского концерна Safran и НПО «Сатурн». Но в марте французская сторона вышла из проекта, а ремонт горячей части двигателя был возможен только во Франции.

Safran отвечал за технологически наиболее сложную часть двигателя, в которой сгорает топливо, пояснил независимый авиаэксперт Алексей Комаров. Он отметил, что турбина горячей части, камеры сгорания и другие элементы требуют очень высоких технологий. Их можно воспроизвести, но добиться тех же характеристик по надежности и безопасности сложно.

«Это очень большие расходы на проектирование и производство, техподготовку и, возможно, разработку дополнительных материалов и покрытий. В этом нет большого смысла», — говорит Комаров.

О том, что правительство не собирается менять двигатели SaM146 на российские ПД-8, в декабре говорил глава Минпромторга Денис Мантуров. В авиакомпаниях между тем опасаются, что из-за проблемы с двигателями самолеты начнут выбывать из эксплуатации. «Если через 2–3 года они прекратят полеты, то вопрос будет звучать предельно просто: чьи убытки?» — говорит исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев.

По его словам, в авиапарках компаний есть самолеты, которые были поставлены как более десяти лет назад, так и в прошлом году. Поэтому в России нужно освоить ремонт французских двигателей, а также даигностику радиоэлектронного бортового оборудования Superjet 100, отметил Пантелеев.

Однако промышленность сейчас сконцентрировалась на создании импортозамещенной модификации SSJ New, которая будет использовать отечественные двигатели ПД-8 и начнет поступать в распоряжение авиакомпаний в 2024 году.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку