Скидки, с которыми продается российская нефть, притягивают перевозчиков, не чурающихся работать с подсканкционными странами. За два месяца, что действует европейское эмбарго и потолок цен, на транспортировку российской нефти переключились не менее 16 танкеров, которые раньше помогали экспортировать нефть из Ирана, свидетельствует анализ Financial Times: пять в декабре и 11 в январе.
До этого времени за весь период с начала войны в Украине таких было лишь девять.
«Премия по операциям с российской нефтью превышает обычные рыночные ставки минимум на 50%, а в некоторых случаях — и на 100%, делая эти поставки экономически более выгодными, чем иранские», — сказала FT Светлана Лобачева, аналитик по танкерам лондонского судового брокера EA Gibson.
Нефть Urals продается в балтийских и черноморских портах почти вдвое дешевле, чем Brent. За два месяца действия эмбарго и потолка ее цена порой опускалась даже ниже $40 за баррель, свидетельствуют данные Argus Media. В январе, по информации Министерства финансов России, средняя цена Urals составила $49,5; Brent в том месяце торговалась в диапазоне $78-89 за баррель.
Столь большие скидки на Urals объясняются, в частности, высокими расходами на транспортировку. Раньше эта нефть поставлялась, в основном, в страны Европы. А теперь у нее осталось практически лишь три основных покупателя — Китай, Индия и Турция (небольшие объемы также продаются Болгарии, для которой ЕС сделал временное исключение из эмбарго). И эти страны стараются покупать нефть для своих НПЗ как можно дешевле.
При этом, по словам судовых брокеров, условия потолка делают работу с российской нефтью более простой, чем с сырьем из других подсанкционных стран — Ирана и Венесуэлы. Там приходится обходить прямой запрет на поставки, а доставлять нефть из России можно — надо лишь засвидетельствовать, что она куплена по цене не более $60 за баррель. Поэтому, а также потому, что Россия пытается продать как можно больше объемов, рейсы из нее осуществляются быстрее, чем из Ирана, где судам, по словам Лобачевой, приходится по несколько месяцев ждать загрузки и затем скрывать свой маршрут.
Конкуренция среди танкеров, «которые принадлежат скрывающимся в офшорах фирмам, что позволяет обходить санкции, похоже, помогает в значительной мере избежать проблем, связанных с поиском судов» для перевозки российской нефти, говорит Мэтью Райт, аналитик Kpler.
Объем российской нефти, перевезенной танкерами, которые можно приписать к «секретному флоту», вырос с 2,85 млн баррелей в ноябре до 7,25 млн в декабре и 9,33 млн баррелей — в январе, согласно анализу FT.
Чтобы выявить «перебежчиков», FT проанализировала список из 288 танкеров, в отношении которых были поданы претензии в судовые реестры и страховые компании. Подала их американская организация United Against Nuclear Iran, которая следит за соблюдением санкций против Ирана. Полученные от нее и ряда других организаций данные газета сверила с информацией Kpler о передвижении этих судов в последнее время.