Ваши Преосвященства!
Мое письмо адресовано православным епископам, находящимся в России. Я намеренно не буду заниматься сбором подписей и привлечением к моей инициативе каких-либо церковных структур или общественных организаций, поскольку обращаюсь не к епископской корпорации, не к руководству Московской патриархии, а к каждому из вас лично. Адресат моего письма - православный христианин, принявший обет святого крещения и монашества, возведенный в епископское достоинство и признавший в своем сердце, что управлять Церковью невозможно без стремления любить Христа, искать Его правду, служить Ему, а не кесарю.
Я не прошу вашего благословения, это было бы фальшивой нотой в самом начале разговора. Мои слова могут вызвать с вашей стороны неприятие, раздражение и даже гнев. Сознавая это, я почти не надеюсь, что вы искренне благословите такой разговор, а ритуальное благословение как демонстрация епископской власти мало что значит. Если же вы согласитесь, что этот разговор имеет смысл, помолитесь обо мне и напишите хотя бы несколько строк в ответ. И я молюсь о вас, хотя сегодня это дается трудно и болезненно.
Но я глубоко верю, что благословение свыше на такой разговор есть, что мы призваны говорить о едином на потребу (Лк. 10, 42), о нашей вере, о той любви ко Христу, которая немыслима без соблюдения Его заповедей: кто любит меня, тот соблюдет слово Мое (Ин. 14, 23).
Не секрет, что ваше епископское служение – временное. К вечному относится любовь ко Христу, стремление следовать Его Слову, быть верным и благодарным Ему и в радости и в горе. В гроб можно положить парчу облачений, драгоценную панагию, но сан и титул взять с собой не получится. И тем более саном и титулом не прикроешься на Страшном Суде.
Обращаюсь к вам в изнеможении от мучительно долгого ожидания вашего искреннего пастырского слова, от вашего бесконечного молчания о главном. И прошу вас, отнестись к сказанному ниже как к словам, произносимым с позиции слабости и немощи, а не силы и полной уверенности в себе.
Хорошо понимаю, что епископат Русской Православной Церкви – большое и сложное сообщество. Со многими из вас мы давно знакомы лично, вместе молились, вместе работали. Было время, когда мы могли говорить доверительно. Было время, когда мы слышали и понимали друг друга. Или это была иллюзия?
Сейчас, во время военного нападения России на Украину, я окончательно перестал вас понимать. Я слышу из ваших уст только штампы государственной пропаганды, обернутые в благочестивые слова церковной проповеди, и сомнительные богословские формулы, которые уводят вас и вашу паству от Евангелия к имперскому языческому культу, сакральным центром которого стали власть, богатство и насилие.
Полагаю, в этом есть и ваша вина. Вижу, что для многих из вас это сознательный выбор.
Возможно, вами движет страх перед патриархом, который мечтал стать церковным двойником Путина, единоличным правителем РПЦ и вполне успешно достиг этой цели. Бессердечие, хитрость, жестокость, ложь – думаю, вы не раз были свидетелями, как патриарх Кирилл демонстрирует эти качества в превосходной степени.
Возможно, вами движет страх перед спецслужбами. Вы знаете, как устроена система власти в России и как опасно перечить спецслужбам. Уверен, их сотрудники регулярно заходят к вам, беседуют, инструктируют.
Словом, вы прекрасно понимаете, что любое инакомыслие в России наказуемо, и, скорее всего, многие из вас не раз наказывали духовенство, которое позволяло себе не соглашаться c официально предписанной картиной мира, мыслить самостоятельно, возражать, а не молчать. Московская патриархия уже давно требует от своих клириков полной и безоговорочной идеологической лояльности. Эта удушливая атмосфера стала визитной карточкой Русской Православной Церкви. Редкие исключения лишь подтверждают правило.
Так можно было бы жить еще не одно десятилетие, но случилась война. И сейчас, спустя год после начала российской агрессии, следует сказать прямо: патриарх Кирилл – первый среди тех, кто оправдывает военные преступления. В своих проповедях он возглашает «богословие войны», использует аргументы, вопиюще противоречащие Евангелию и учению Церкви. Я не буду говорить о них подробно. Все это вы прекрасно знаете и, возможно, регулярно повторяете сами.
Но давайте наберемся смелости и посмотрим в будущее. Годы патриаршества Кирилла (Гундяева) – это мрачные страницы церковной истории. Церковное возрождение захлебнулось, и теперь уже не грешники, спасаемые Божией благодатью, составляют Русскую Церковь, а озлобленные фантазеры, хлебающие коктейль из имперского мифа, ресентимента и невообразимо примитивной эсхатологии.
Впору от этого отшатнуться, но на многочисленных фотографиях вы по-прежнему рядом с патриархом: улыбаетесь, берете благословение, дарите ему цветы и дорогие подарки.
Еще раз: вы рядом с тем, кто оправдывает военные преступления и предал Церковь. Вы повторяете его слова, пересказываете его преступные аргументы.
И даже если вы молчите, может ли это молчание заставить нас усомниться в том, что вы на его стороне? Можно ли ваше молчание признать попыткой сопротивления? Кровавая война не дает вам этого шанса.
Но мы помним слова апостола Иоанна Богослова: совершенная любовь изгоняет страх (Ин. 4, 18). У вас есть еще шанс остаться свидетелями и учениками Христа, Который был невинно осужден, страдал и распят на Кресте. Я молюсь о том, чтобы хоть некоторые из вас воспользовались шансом вернуться к обетам, которые были даны вами в святом крещении и монашестве.
Помню, как сравнительно недавно, в конце 1980-х годов было страшно говорить о новомучениках, и те, кто упоминали о них с амвона, были смелыми и бесстрашными проповедниками. Но уже в начале 1990-х это идеологическое табу было снято. Наверняка и вы не раз проповедовали о новомучениках, ставили в пример их подвиг веры, черпали в нем вдохновение. Теперь скажите, это были только слова, никак не связанные с вашими поступками? Если так, ваша проповедь была лицемерной и лживой. Как хотелось бы мне ошибаться.
Отдаю себе отчет, что и сам нахожусь в слабой и уязвимой позиции. Упрек, который может быть брошен мне, очевиден: ты уехал из России, ты в безопасности, так есть ли у тебя моральное право высказывать эти упреки нам?
Я не раз сталкивался с тем, что этот аргумент используется с одним единственным намерением – заставить собеседника замолчать. Тем не менее, постараюсь ответить.
Во-первых, последние десять лет я и в России говорил о том же самом. Я говорил и буду говорить, потому что слова о блаженстве алчущих и жаждущих правды для меня не пустой звук. Поиск правды необходим, а желание отгородиться от правды пропагандой или благочестивой болтовней – несет погибель. Нынешние средства массовой коммуникации позволяют видеть мир четче и говорить слово правды громче, чем когда бы то ни было прежде. Этой возможности уже не отобрать.
Во-вторых, кто мешает и вам уехать? Если вы не согласны, если видите риски и угрозы, связанные со свободным выражением своей позиции, уезжайте, как уехали сотни тысяч граждан России. Среди них немало православных, им нужны свои священники и епископы. Они ждут свободной проповеди, ждут духовной поддержки. Вспомните, что после октябрьского переворота и особенно в годы гражданской войны десятки епископов покинули Россию и создали церкви Русского Зарубежья. Сейчас таких нет ни одного. Это тоже немало говорит о состоянии Церкви. Да, отъезд – это тоже всегда большой риск, но невозможно представить, что поместные Церкви вас изгонят, хотя далеко не все они с уважением и вниманием отнесутся к вашему решению. Горько признавать, но некоторые из Православных Церквей выражают солидарность с агрессивной антизападной риторикой патриарха Кирилла и повторяют ее.
Наконец, в-третьих, я надеюсь вернуться. Надеюсь, что у православных христиан будет возможность построить свободную Церковь в свободной России. И большой вопрос, какую роль в этом призван сыграть нынешний епископат. Сейчас он не просто теряет авторитет и доверие. Согласитесь, совсем не исключено, что такой епископат новой свободной Церкви будет просто не нужен.
Полные великой надежды слова преподобного Софрония Эссекского не сбылись. Он говорил о том, что «Русская Церковь пережила исключительное истощание в страданиях за имя Христово», и поэтому «перед Русской Церковью стоит вопрос о совершенстве, исходя из извечного закона духовного: полнота истощания предваряет полноту совершенства».
Увы, после истощания наступила не эпоха совершенства, а эпоха сытости, благополучия и богатства, эпоха бессердечия, лицемерия и властолюбия. Сегодня Русская Церковь оказалась дальше от Христа, чем кто-либо мог вообразить.
Ваши Преосвященства! Позорное, катастрофическое молчание большинства из вас на протяжении всей жестокой и несправедливой войны России против Украины легло несмываемым пятном на всю Русскую Православную Церковь.
А ваше отношение к Украинской Православной Церкви и лично к митрополиту Онуфрию разве можно назвать как-то иначе, чем предательство? Вы предали, отдали на растерзание значительную часть своей же Церкви. Вы не поверили Онуфрию и приняли за правду ту ложь, которую говорил патриарх.
Ваше молчание, когда российская власть стала использовать церковные аргументы в своей пропаганде, дорого стоило Украинской Церкви: давление со стороны украинского государства и значимой части украинского общества началось как закономерная реакция на активное привлечение патриарха Кирилла и РПЦ для прямого оправдания агрессии.
Эту ответственность, пусть и не в равной степени, разделят не только те, кто публично поддержал российскую агрессию, но и те, кто промолчал.
Нынешнее российское государство хочет, чтобы не только экономика, образование и культура страны встали на военные рельсы. Церковь, которая в последние годы как верный пес терлась о ноги государственной власти, теперь тоже должна обслуживать страшную войну.
Умоляю вас – деятельно сопротивляйтесь лжи и неправде.
Перестаньте поддерживать и оправдывать войну.
Перестаньте благословлять воинов и оружие.
Ясно дайте понять, что военные преступники не могут без покаяния переступить порог церкви и уж тем более участвовать в таинствах.
Призывайте всех к справедливому миру.
Русской Церкви предстоит заново научиться говорить о правде, о сострадании, о подлинном миротворчестве, о справедливом мире. Русской Церкви предстоит увидеть страдания мирных жителей Украины и те преступления, которые российские войска совершили на оккупированных территориях. Не только увидеть, но и признать, осмыслить, найти силы принести покаяние в соучастии. Без этого будущего нет.
Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва (Притч. 21, 3).
Задумайтесь о том, что сегодня ваши жертвы могут быть неугодны Господу.
Задумайтесь о том, что сегодня в ваших молитвах нет правды.
И кому вы в итоге служите.
И кому вы такие нужны.