Путин был уверен, что его вторжение в Украину завершится в очень короткие сроки. Но почти год спустя Украина продолжает борьбу, ставя российского диктатора в неловкое положение на мировой арене, пока он пытается заручиться поддержкой хотя бы внутри страны, вспоминая о давних победах.
Просьбы президента Украины Владимира Зеленского к НАТО и Западу о помощи в конечном итоге привели к обязательствам предоставить танки, бронетехнику и вооружение, но они могут не успеть прибыть на место к началу ожидаемого весеннего наступления Путина. «Доставка танков, кроме того, требует дополнительных боевых самолетов, особенно МиГ-29 и американских F-16, — пишет Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий союзными войсками НАТО. — До сих пор Запад воздерживался от поставок самолетов, но скоро споры об этом разгорятся в полную силу».
И это поднимает самый большой вопрос: когда помощи будет достаточно?
Как Путин переоценил свою способность выиграть войну, так и союзники Украины могут переоценить свои способности или готовность положить конец войне.
«Спустя почти год после начала войны неопределенность в отношении ее хода стала больше, чем когда-либо», — пишет Хэл Брэндс. Американская поддержка Украины техникой — когда-то основанная на страхе российской ядерной эскалации, а теперь на ожидании длительной войны на истощение, которая станет проверкой глобальных отношений, — доходит лишь до определенной степени: президент США Джо Байден отказывается отправить американские войска в бой и не желает еще больше разжечь гнев Путина.
«Цель Вашингтона — сделать Украину защищенной в военном отношении, политически независимой и экономически жизнеспособной; это не обязательно включает в себя возвращение сложных территорий, таких как восточный Донбасс или Крым», — говорит Хэл.
«Россия и Украина испытывают давление, обязывающее сделать следующий шаг, но „не решаются“, — пишет Леонид Бершидский. — Хрупкое равновесие на поле боя становится все более неустойчивым. Скоро начнутся территориальные подвижки».
НАТО и Запад стремятся отстаивать демократические ценности, при этом не ставя Украину в зависимость от их помощи. Тем временем потенциальные союзники России в незападном мире становятся все более нетерпеливыми и раздражительными по отношению к Путину. Но несмотря на все просчеты Путина, китайский лидер Си Цзиньпин не отказался от своих отношений с ним. И не откажется, уверена Клара Феррейра Маркес. «Это не из-за какого-то идеологического или автократического пакта, — пишет она. — Его не существует. Речь идет о простом прагматизме, личных интересах и большей проблеме Пекина — США».
Этот прагматизм распространяется и на торговлю: России нужен Китай — и не наоборот. Импорт из России подскочил в 2022 году благодаря закупкам сырья, но рост экспорта был скромным. Однако, по словам Клары, у двух стран есть общая проблема — недовольство США. Китай до сих пор не проявлял никакого желания оказывать военную помощь России, но лидеры Пекина знают, что «настоящий друг познается в беде», — предупреждает она. И если Китай вступит в игру — Запад может пожалеть, что слишком сильно вмешивался в дела Украины.
«Все основные страны западного альянса были замешаны в военных фиаско, опустошивших целые регионы Азии, Ближнего Востока и Африки, — пишет Панкадж Мишра. — Есть веская причина для беспокойства, когда, все еще не наказанные за свои пагубные провалы, многие в интеллектуально-промышленном комплексе Запада снова поддерживают военную интервенцию, — на этот раз против фанатичного лидера страны, вооруженной ядерным оружием».
Редакторы Bloomberg также отмечают, что экономика Украины была разрушена войной, что подорвало ее долгосрочную стабильность. «Военная поддержка Украины справедливо рассматривалась и как инвестиция в безопасность Запада, — пишут редакторы. — Но войны не выигрываются только на поле боя». И в этой сфере также нет никакой ясной картины будущего.
Вопрос о том, можно ли привлечь Россию к переговорам, и о том, как будет выглядеть окончание войны, — открыт, но не только экономика Украины находится под угрозой полного краха. Но и экономики других стран — в том числе России. Об этом Путину стоило бы помнить.
Материал впервые опубликован в Bloomberg.