Наиболее заметный из чиновников, уже лишившихся постов, — заместитель главы Офиса президента Кирилл Тимошенко. Уволены главы четврых областных администраций, они считались людьми Тимошенко. Под арестом — заместитель министра обороны Вячеслав Шаповалов, уголовное производство начато в отношении бывшего гендиректора «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева.
Обвинений в коррупции за время войны звучало множество — но прежде власть нередко отвечала, что разоблачители сеют смуту и даже «работают на врага». Впервые дело дошло до увольнений.
«Это часть закулисного диалога»
Руслан Бортник:
— Команда власти будет перезагружаться сейчас. Это касается и силовых структур — министерства обороны, службы безопасности Украины, это касается и правительства, и слухи ходят даже о смене премьер-министра Дениса Шмыгаля, это касается и офиса президента, его глава Андрей Ермак тоже под вопросом. Чем большее Украина оказывает давление на западных партнеров, тем больше в информационном пространстве появляется поводов для информационных кризисов, опасных для власти. (Антикоррупционные структуры в Украине — Национальное антикоррупционное бюро Украины (НАБУ) и Специализированная антикоррупционная прокуратура (САП) — как считается в Украине, находятся под опекой советников из США. — The Moscow Times).
Чрезвычайно интересная история! Мы только начнаем ее анализировать, но уже очевидно, что нервозность в украинской власти возникла. Пока хочу сказать только, что мы видим часть отношений нашео руководства с западными лидерами, часть их закулисного диалога. Небезопасно об этом говорить, поэтому пока — карандашный набросок, краски появятся позже. Ситуация будет развиваться неожиданно!
«Отдельные персонажи возомнили себя спасителями отечества»
Александр Кочетков:
Главный вопрос — как власть реагирует на вскрытые злоупотребления: наказывает виновных в воровстве или ищет виновных в том, что произошла утечка. Сейчас отчетливо вижу второй ответ. Добавил бы к ситуации так и не расследованные обвинения в адрес руководства Запорожской военной администрации в махинациях с гуманитаркой, а также мутную историю в Днепропетровской области с выделением крупных средств фирмефитнес-инструктора на «обслуживание дорог».
Когда речь идет о схеме закупок по завышенным ценам, обязательно задействована целая цепочка: начальники соответствующих департаментов и их доверенные лица — профильный зам ведомства — руководитель ведомства. И в 99 случаях из ста вышестоящее руководство в курсе, и небескорыстно: крупная схема не замыкается на конкретном министерстве.
Складывается впечатление, что отдельные персонажи всерьез возомнили себя спасителями отечества. И это не те герои, кто сейчас под Бахмутом или под Сватово не щадят жизней, — а кабинетные крысы, перекладывающие бумажки и наживающиеся на стойкости украинских воинов и выдержке украинских граждан!
Министр обороны Резников непублично несколько раз изъявлял готовность перейти в минюст — это министерство ближе ему про профилю. Очевидно, что он не полностью контролировал все процессы у себя в министерстве — и не успел спрыгнуть до того, как разразился скандал.
Неужели в офисе президента не способны понять, что ненаказанные коррупционные делишки во время войны способны похоронить в общественном мнении все реальные успехи власти по отражению агрессии? И тогда никакие политтехнологические выкрутасы — что с Владимиром Зеленским, что с Алексеем Арестовичем — не уберегут нынешнюю власть от краха после победы?
Нас ждут четыре сложнейших месяца. Нам необходима полная концентрация сил всего общества, чтобы выстоять и нанести захватчику сокрушительный удар. Коррупция во время войны — даже хуже и опаснее по последствиям, чем шпионаж в пользу агрессора.
Или власть немедленно трезвеет и пресекает недопустимое.
Или у нас беда, которую не перекроют самые яркие видеообращения.
«У меня скепсис насчет послевоенного „плана Маршалла"»
Алексей Кущ:
До чертиков надоел «кумовской капитализм»! Неработабщие социальные лифты. Мафиозные красные розы на назначения. «Целующиеся при встрече мужики»
А теперь представьте, как все тоже самое надоело нашим союзникам, дающим нам деньги. Десятки миллиардов долларов. Вот почему у меня есть определенный скепсис относительно послевоенного плана Маршалла и восстановления нашей экономики.
Мы можем освоить столько же денег, сколько Польша, но никакого экономического чуда не будет.
Все попросту украдут.
Лично я попросил бы наших западных союзников ввести максимальный финансовый мониторинг относительно наших политиков, чиновников и их активов за рубежом.
А внутри страны ввел бы частных «охотников за головами» как когда-то на Диком Западе, где полиция тоже не справлялась. Нужно ловить коррупционеров. За вознаграждение! За процент от выявленных незаконных средств — охотнику. По решению суда, конечно. Жадность и конкуренция помогут победить коррупцию!
Да, и нужен закон против кумовства на госслужбе: обнаружились связи — получаешь «черную метку».
«Здесь беззастенчиво крадут деньги и материальную помощь»
Александр Кочетков:
Пока на фронтах позиционные бои, на антикоррупционном направлении в Украине, кажется, началось стратегическое наступление. Или это все же очередной маневр, призванный отвлечь и запутать противника? Причем противником выступает украинское общество и все те, кто требует искоренения коррупции в воюющей стране.
Прежде всего, впечатляет беспрецедентная активность силовиков. Обыски прошли в знаковых структурах, в частности, у руководства таможни (скоропостижно уволенного), в налоговой администрации, в миграционной полиции по подозрению в крышевании проституции, а также у нескольких видных пророссийских политиков и даже у таких неприкасаемых прежде фигур, как олигарх Игорь Коломойский, бывший министр внутренних дел Арсен Аваков и многократный депутат и бизнесмен Вадим Столар.
Конечно, тут же появилась версия, будто антикоррупционная активность силовиков имеет целью отвлечьобщественное внимание от сложной ситуации на фронтах. Но это полная ерунда, потому что отвлечь внимание украинцев от Бахмута способен только переворот в Кремле.
Убежден, что открытие второго (антикоррупцонного) фронта, как и тогда, во времена Второй мировой, опять имеет англосаксонское происхождение.
Во-первых, передовым отрядом выступило НАБУ, а мы помним, насколько серьезные надежды связывают с этой структурой в Вашингтоне.
Во-вторых, обыски и выемка документов начались аккурат после посещения Киева большим и, главное, влиятельным другом Украины Борисом Джонсоном. Который вроде бы и не имел никаких других целей визита, кроме как дружески поболтать с другом Владимиром Зеленским…
Стимуляция борьбы с коррупцией со стороны наших главных союзников абсолютно логична. Потому что в техже США доля тех, кто выступает против оказания военной помощи Украине опасно приблизилась к доле тех, кто призывает помогать до победного конца.
Те, кто против, не выступают прямо в поддержку РФ и лично Путина. Нет, умные наши противники говорят, что поддержку Украины надо сворачивать потому, что здесь беззастенчиво крадут деньги и материальную помощь американских и европейских налогоплательщиков!
Украинское руководство услышало своих основных союзников и доноров. Но остается вопрос, имеем ли мы дело с кампанейщиной — налетели, застращали, прессовали, разошлись и забыли? И ни одного приговора суда по заметным фигурам с конфискацией незаконно нажитого? (Такое, увы, уже случалось.) Или же эта антикоррупционная кампания станет уникальной? Потому что впервые – результативной.