МОСКВА, 1 фев (Рейтер) - Казахстан в десять раз нарастил экспорт нефтеналивных грузов через порты Грузии в 2022 году, разыграв сразу две карты: разделение ресурсов с санкционными российскими потоками и восстановление транзита через Батумский нефтяной терминал (БНТ), принадлежащий казахстанской транспортной монополии Казтрансойл (КТО). По данным КТО, перевалка нефти, нефтепродуктов и сжиженного углеводородного газа (СУГ) в Батуми выросла в 2022 году до 1,927 миллиона тонн с 1,324 миллиона тонн в 2021-м. «В настоящее время БНТ рассматриваются различные варианты увеличения объемов перевалки нефти. Сроки планирования и реализации определяются», - сообщила пресс-служба КТО в письменном ответе на запрос Рейтер. Всего Казахстан увеличил поставки этих грузов в порты Грузии до 1,328 миллиона тонн в 2022 году по сравнению с 0,135 миллиона тонн в 2021-м, сократив экспорт через российские порты соответственно до 1,862 миллиона тонн с 2,554 миллиона тонн, согласно расчётам Рейтер на основе данных трейдеров и экспедиторов. Казахстан, бюджет которого строится на доходах от сырьевого экспорта, использует основные маршруты поставок в западном направлении, проходящие через Россию, но хотел бы снизить эту зависимость, говорил прошлым летом президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Кроме того, беспрецедентные санкции против Москвы сужают экспортные возможности для поставок нефти и нефтепродуктов с отгрузкой из РФ, оказывая давление на цены сделок. Маршруты в Батуми привлекли ряд экспортеров, которые ранее часто предпочитали грузинскому нефтяному терминалу более рентабельные направления, в том числе трубопроводные маршруты или железнодорожные в порты РФ и Прибалтики. «Батуми - это альтернативное направления (российским портам), экспорт в этом направлении вырос из-за санкций, экономика при этом не играет роли», - сказал трейдер. Порт Батуми летом прошлого года отказался разгружать турецкий танкер, доставивший в Грузию нефть из России. Крупнейший производитель нефти и газа в Казахстане - Тенгизшевройл в прошлом году отгрузил в порт Батуми 252.510 тонн нефти, поспешив найти запасной маршрут для вывоза сырья во время внеплановых ремонтов на Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), несмотря на более дорогую и сложную транспортировку в Батуми. Кроме того, ТШО, потеряв возможность транзита СУГ через РФ в Украину, увеличил в прошлом году вывоз продукта через Батуми в два раза, до 188.521 тонн, по данным экспедиторов. Представитель Chevron, основного акционера ТШО, в письменном ответе на запрос Рейтер сообщил, что компания не комментирует коммерческие вопросы. МАЗУТ Батуми стал также крупным направлением для экспорта казахстанского мазута, но по другой причине: из-за ухудшения качественных характеристик продукт Чимкентского НПЗ просто перестали принимать в российском порту Тамань, говорят трейдеры. «Мазут Чимкентского НПЗ стал более вязким, больше серы, парафинов, он долго сливается (из цистерн), из-за этого возникает риск затоварки», - пояснил трейдер. Качество продукта упало после поступления на завод тяжелой нефти с мангистауских месторождений по реверсному нефтепроводу Атырау-Кенкияк. Поставки мазута в 2022 году в порт Батуми из Казахстана выросли до 711.940 тонн с 38.036 тонн в 2021-м. Еще 160.300 тонн продукта было экспортировано через другие порты Грузии в сравнении с 9.700 тонн годом ранее, по данным экспедиторов. При этом Тамань так и осталась основным экспортным направлением для вывоза мазута из Казахстана (около 1 миллиона тонн в 2022 году), но вместо чимкентского мазута переваливает продукт Атырауского НПЗ и мини-заводов. Помимо казахстанских грузов в Батуми в прошлом году экспортировались и российские нефтепродукты общим объемом 21.406 тонн. Объемы казахстанских и российских производителей БНТ не смешивает и отгружает сегрегированно, говорят трейдеры. Казтрансойл в письменном ответе на запрос Рейтер сообщил, что «перевалка нефтепродуктов в ООО Батумский нефтяной терминал осуществляется сегрегировано, смешение с российскими нефтепродуктами отсутствует». Батумский нефтяной терминал (БНТ) имеет общую мощность перевалки нефти и нефтепродуктов 12 миллионов тонн в год, однако из-за наплыва транзитных грузов на БНТ в апреле-мае вводился конвенционный запрет на поставку грузов по железной дороге в направлении порта, а часть продукции была перенаправлена на другой грузинской терминал - Кулеви. Три причала на БНТ позволяют принимать суда водоизмещением от 5.000 до 140.000 тонн. Перевалка нефти и нефтепродуктов на БНТ упала до минимума 1,050 миллиона тонн в 2020 году с 4,355 миллиона тонн в 2014 году, по данным мониторинга Рейтер. Ниже представлены объемы перевалки нефти, нефтепродуктов и СУГ на БНТ в 2022 году, по данным Казтрансойла (в тоннах): Продукт Страна происхождения Объем, т Всего: 1.927.000 в том числе: Нефть Казахстан, Россия (до введения санкций), Туркмения 279.000 Мазут, ВГО Казахстан, Азербайджан, Грузия, Киргизия, Туркмения 939.000 Дизтопливо, автобензин Румыния, Болгария, Россия, Туркмения 528.000 СУГ Казахстан 181.000