Борис Джонсон, покинувший пост премьер-министра Великобритании, незадолго до начала российского вторжения в Украину провел «экстраординарный» телефонный разговор с Владимиром Путиным, во время которого тот начал угрожать ракетным ударом. Об этом Джонсон рассказал в интервью Би-би-си.
Джонсон рассказал, что во время разговора предупредил, что война станет «полной катастрофой». Он добавил, что вторжение в Украину приведет к западным санкциям и скоплению войск НАТО у границ России.
«В какой-то момент он как бы пригрозил мне и сказал: „Борис, я не хочу причинять тебе боль, но с ракетой это займет всего минуту“, — или что-то в этом духе», — процитировал Джонсон слова президента России.
«Я думаю, судя по тому очень расслабленному тону, который он вел, и отстраненному виду, который у него был, он просто подыгрывал моим попыткам склонить его к переговорам», — считает бывший британский премьер. По словам Джонсона, президент Путин был «очень фамильярен» во время звонка.
Британский премьер пытался заверить Путина, что Украина не вступит в НАТО «в обозримом будущем». «Борис, вы говорите, что Украина не вступит в НАТО в скором времени. О каком именно времени идет речь?» — ответил российский президент.
Через девять дней после этого разговора, 11 февраля, министр обороны Великобритании Бен Уоллес встретился с российским коллегой Сергеем Шойгу. Тот заявил, что Россия не будет нападать на Украину, но, по словам Уоллеса, обе стороны знали, что это ложь.
«Это было демонстрацией силы и попыткой запугать: я солгу тебе, ты знаешь, что я лгу, и я знаю, что ты знаешь, что я лгу, но я все равно солгу тебе», — пояснил Уоллес журналистам. Эта «довольно пугающая, но прямая ложь» укрепила его веру в то, что Россия начнет вторжение.
Кремль сообщал о разговоре Путина и Джонсона 2 февраля 2022 года. В Москве рассказали, что они провели «достаточно подробный обмен мнениями в контексте внутриукраинского кризиса». В офисе британского правительства упомянули, что Джонсон назвал предполагаемое начало войны в Украине «трагическим просчетом» и заявил о праве Украины претендовать на членство в НАТО. Стороны сошлись в том, что дальнейшее обострение ситуации не отвечает интересам ни одной из них, подытожили в Лондоне.