Еще в 2013 году российский генерал Валерий Герасимов лаконично сформулировал огромную проблему, с которой он теперь столкнулся в качестве новоявленного лидера провальной войны России против Украины: «Идеи невозможно генерировать по приказу».
Герасимову, начальнику штаба российских вооруженных сил, в этом месяце было поручено неблагодарное задание командовать российскими войсками в Украине. Поскольку он помог спланировать неудачное вторжение в феврале прошлого года, это может показаться удвоением ставки на неудачный номер. Но американские аналитики считают, что Герасимов пообещал своему боссу, президенту Путину, что он будет использовать более агрессивную тактику, чтобы перехватить инициативу.
Украина также движется к использованию нового оружия и тактики, чтобы вырваться из тупика. Обе стороны в 2023 году увидят попытки перекроить линии фронта. Статичная линия фронта в стиле Первой мировой войны может стать подвижным и непредсказуемым полем боя в этом году.
Герасимов десять лет назад мечтал модернизировать российскую армию, чтобы вести современные сражения. В статье 2013 года он сказал, что «самые «правила войны» изменились». Традиционная российская тактика грубой силы устарела. «Лобовые бои крупных соединений войск… постепенно уходят в прошлое». Вместо этого, утверждал он, России нужны «скорость, быстрые передвижения, разумное использование парашютно-десантных войск и сил окружения», а также нерегулярные «гибридные» силы для ведения боевых действий в тылу врага.
Вышло, мягко говоря, не так, как надеялись Герасимов и Путин. Россия реализовала свою версию молниеносного удара по Киеву. Но она не учла то ли украинскую доблесть, то ли российскую некомпетентность. После провала плана Путина по быстрому захвату столицы российские войска много раз отступали.
Путин, который позиционирует себя как решительного лидера, вместо принимал решения, которые были навязаны ему неудачами на поле боя. После того как украинские войска в ходе смелого сентябрьского контрнаступления вернули Харьков, Путин поспешно «присоединил» четыре региона, которые не мог удержать.
После того как в октябре украинские спецназовцы разбомбили мост через Керченский пролив, отчаявшийся Путин начал ракетный удар по гражданской инфраструктуре Украины, — удары длятся по сей день.
Назначение Герасимова — это последняя надежда Путина, и официальные лица США сомневаются, что она увенчается успехом. Самая большая проблема — это хаотичная структура командования. Наспех подготовленных призывников гонят на фронт как не более чем пушечное мясо. Тем временем ЧВК Вагнера, возглавляемое олигархом Пригожиным, взяло на себя ведущую роль в ожесточенной, но стратегически бессмысленной битве за Бахмут на востоке Украины. Это сумасшедшее время для российских военных: когда в декабре солдат ЧВК опубликовал видео с осуждением Герасимова, Пригожин вонзил нож еще глубже, написав: «Ребята попросили меня передать, что, когда вы сидите в теплом офисе, тяжело слышать про проблемы на передовой».
На фоне насмешек Пригожина, усиленных российскими военными блогерами, Путин решил вручить Герасимову отравленную чашу прямого командования. Говорят, что человек, которого он заменит, генерал Сергей Суровикин, советовал проявлять осторожность при защите российской армии в Херсоне и других местах, а также был дружен с Пригожиным.
Герасимов попытается навести военный порядок среди ссорящихся командиров, а также инициировать сложные операции, подобные тем, о которых он писал в 2013 году. Но один из экспертов, говоря об этом, скептически припомнил русскую пословицу: «Выше головы не прыгнешь».
С наступлением 2023 года Украина, похоже, набирает обороты. Соединенные Штаты и их союзники по НАТО предоставляют новый арсенал мобильного оружия — танки и тяжелые бронемашины, которые теоретически позволят украинцам вести маневренные боевые действия в американском стиле. Не менее важно и то, что НАТО предоставляет украинским солдатам ускоренный курс по эффективному использованию этого оружия.
«Это подходящий момент для активных действий, если вы хотите перемен», — сказал генерал Марк А. Милли, председатель Объединенного комитета начальников штабов, американским инструкторам во время визита в понедельник в лагерь в Германии, где украинские солдаты проходят срочное обучение.
Большой вопрос заключается в том, будет ли у украинцев достаточно мобильной огневой мощи для ведения маневренной войны, за которую выступает командование НАТО. На данный момент Соединенные Штаты пообещали около 50 боевых машин Bradley, Германия — около 40 боевых машин Marder, а Великобритания — 14 танков Challenger.
Это даже не близко к 300 танкам, которые запросил украинский командующий генерал Валерий Залужный. Возможно, Германия предоставит танки Leopard, а Вашингтон — боевые машины Stryker. Я надеюсь, что так и будет.
Этот год может оказаться решающим. Разумно призвав Украину к маневренной войне против потрепанных, укрытых в бункерах сил Герасимова, Соединенные Штаты и их союзники должны поддерживать эти усилия, а не останавливаться на полпути. У Запада есть стратегия — действуйте.
Материал впервые был опубликован в The Washington Post.