Таможенные пункты пытаются ограничить физлицам ввоз в Россию автомобилей для перепродажи, выяснил VPost. Перегонщики (как формальные, так и реальные) стали важным каналом импорта машин: по подсчетам «Автостата», в конце прошлого года физлица импортировали 99% подержанных и 36% новых автомобилей.
Ремейк «Перегонщика»
Забытая с середины 2000-х профессия автоперегонщика возродилась в России в прошлом году. Потерявшая популярность из-за роста таможенных пошлин и утилизационного сбора профессия снова стала актуальной после того, как обрушился официальный импорт. К апрелю ЕС, Япония и США ввели санкции на ввоз в Россию автомобилей: из Европы и Японии запрещено экспортировать машины дороже $50 000 евро, а также запчасти к ним, а из США — по списку, в который попали практически все производимые там авто- и электромобили, а также мотоциклы. Затем большинство работающих в России международных автоконцернов приостановили деятельность и прекратили поставку в страну вообще всех своих автомобилей и запчастей. Исключение одно — китайские автоконцерны, которые продолжают активно осваивать российский рынок.
Правительство летом разрешило параллельный импорт иномарок и запчастей, то есть их ввоз без разрешения производителя. Компании быстро выяснили, что оформление необходимых для этого документов обходится гораздо дороже, чем при ввозе автомобилей физлицами для личного использования. Поэтому сейчас почти весь неофициальный импорт новых европейских, японских и американских автомобилей, а также подержанных иномарок оформляется на физлиц, а уже от них машины попадают в автосалоны или напрямую к заказчику.
Юрлица оставили за собой почти исключительно только официальный импорт китайских брендов, объяснял исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.
В итоге, если в начале 2022 года 97% импорта новых иномарок было официальным и шло через юрлиц (они также ввозили 4% подержанных автомобилей), то в ноябре физлица ввезли уже 36% (9500 штук) новых иномарок и 99% (36 870) подержанных машин, подсчитал «Автостат».
По итогам года в страну импортировали 192 000 новых и почти 260 000 подержанных автомобилей. Рост ввоза машин с пробегом почти двукратный (91%). Российский рынок в каком-то смысле вернулся в середину 1990-х, комментирует гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Импорт новых машин на 19% меньше, чем в 2021 году, но он растет и в декабре достиг 30 000 — больше среднемесячного уровня 2021 г.
Новые автомобили, ввезенные физлицами — это как раз и есть параллельный импорт автомобилей международных брендов — как с корейских и китайских, так и с европейских и даже американских заводов. Дорогие машины, как новые, так и с пробегом, при этом для обхода санкций ввозятся через третьи страны — люксовые европейские и японские модели с китайских заводов могут ехать в Россию через Казахстан или Кыргызстан, а с европейских — через Беларусь, Армению и ОАЭ. «Ты что, не знаешь эти популярные армянские автомобильные марки?» — рассказывает популярную на авторынке шутку сотрудник крупного дилерского центра.
Ситуацией воспользовались автоперегонщики, которые, как и в 90-е, снова едут за европейскими подержанными машинами в Европу, прежде всего в Германию, а потом перегоняют их в Россию, растаможивая их или в Беларуси (там многодетные родители и инвалиды имеют право на скидку в 50% по таможенным платежам), либо в самой России. Поэтому доля Германии среди стран — поставщиков иномарок с пробегом в Россию, по данным «Автостата», выросла в ноябре до 6,4% с менее 1% в начале года.
С октября импорт машин с пробегом приблизился к 40 000 в месяц, ввоз новых в декабре достиг 30 000 во многом за счет физлиц, ввозивших автомобили для личного пользования, свидетельствует статистика «Автостата». «Если так будет продолжаться, то выйдем на импорт миллиона иномарок в год», — прогнозирует Целиков.
В этой ситуации государство, вполне вероятно, будет предпринимать какие-то меры, чтобы сбалансировать конкуренцию между новыми автомобилями российского производства и иномарками с пробегом, считает Удалов.
И оно, похоже, уже предпринимает.
Убить перегонщика
Таможенники стараются увеличить доходы государства, пытаясь разными способами ограничить число автомобилей, ввозимых через физлиц, рассказали VPost четверо собеседников в дилерских компаниях. Например, с конца 2022 года Тюменский таможенный пост отказывается принимать заявления от физлиц на растаможку четвертого автомобиля в год, жалуется менеджер одного из дилерских центров, импортирующего иномарки. «При этом законных оснований для таких отказов нет, таможенники очень злятся, когда требуешь от них объяснить причину, но факт остается — всячески препятствуют растаможке», — говорит он.
Посты центральной акцизной таможни в московском регионе в декабре стали требовать от граждан, растаможивающих автомобиль, подписать документ, информирующий о том, что таможня может рассматривать ввоз более одного автомобиля в год как коммерческую деятельность, что влечет за собой возможность пересчета ставки утилизационного сбора в случае, например, перепродажи автомобиля, рассказали три дилера, один из которых сам столкнулся с таким случаем, а два других видели бланки и слышали жалобы на действия таможни от физлиц, которые везли для них автомобили. Физлица платят утилизационный сбор в 3400 рублей за новый автомобиль и 5200 — за автомобиль с пробегом, тогда как для юрлиц он минимум в 50 раз больше — это при ввозе нового автомобиля с двигателем от 1 до 2 литров.
«Автомобили для коммерческого использования должны оформлять соответствующим образом», — заявил VPost сотрудник Московского таможенного поста, признав, что эффективных способов определить, как именно дальше используется ввезенная в Россию машина, и взыскать разницу за ввоз машин для перепродажи, пока нет. Получить комментарий Федеральной таможенной службы пока не удалось.
«Если власти возьмут курс на протекционизм и будут поддерживать только российские производства, собирающие, за исключением Lada, китайские автомобили, то форточку ввоза через физлиц прикроют как минимум для новых машин. Конечно, и тогда будем везти что-то из Европы, но будет дольше и намного дороже», — говорит дилер.