Прекращение производства и поставок импортных автомобилей в Россию взвинтило цены на подержанные машины на 37% в 2022 году. Средняя цена автомобиля с пробегом в декабре достигала 1,33 млн руб., пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные «Автостата».
Примерно такие же цифры приводит «Авто.ру»: б/у автомобили подорожали на 35%, до 1,4 млн руб. По данным «Дрома», подержанные авто стали дороже примерно на 30% и стоят в среднем 1,3 млн руб.
Скачок цен на б/у автомобили произошел весной из-за приостановки производства и поставок иномарок в Россию. Уже в мае цены выросли на 19,8% по сравнению с концом 2021 года, а в сентябре — на 28%. Затем в октябре и ноябре они немного снижались перед рывком в декабре на 11,3%, следует из расчетов «Автостата».
В то же время, согласно оценке дилеров, новые автомобили по итогам года подорожали на 20–25%. «Авто.ру» оценивает среднюю стоимость нового авто в 3,4 млн руб., что на 11% больше, чем в 2021 году.
Согласно «Автостату», средневзвешенная цена с конца лета стабилизировалась на уровне чуть выше 2 млн руб. за счет перехода к продажам морально устаревших и технологически отсталых Lada.
Ко вторичному рынку россияне обращаются из-за дефицита новых машин стоимостью от миллиона до 1,5 млн руб. Наибольшим спросом пользуются автомобили возрастом до трех лет, рост цен на которые, по данным «Автостата», составил 39%.
«Клиенты, которые прежде меняли автомобиль каждые два-три года на новый, сейчас либо меняют машину реже чем раз в три года, либо уже рассматривают автомобили с пробегом или откладывают решение о смене автомобиля», — отметила директор по развитию автохолдинга «Ключавто» Юлия Овчинникова.
Несмотря на выросший спрос, рынок подержанных машин по итогам года сократится на 20%, до 5 млн штук. При этом рынок новых машин обрушится на 60%, до 666 тыс. штук.
После начала войны в Украине 16 из 19 автомобильных заводов приостановили работу в России. Все европейские, американские и корейские марки прекратили производство и поставки своих автомобилей в страну. К концу 2022 года на российском рынке осталось всего 14 брендов, 11 из которых — китайские.
Некоторые заводы, например «Москвич» в Москве и «Автотор» в Калининграде, перешли на крупноузловую сборку китайских авто. Между тем доля китайских автомобилей на российском рынке с января по ноябрь выросла с 9,6% до 31,3%, следует из данных агентства «Автостат». В ноябре в России было продано 16 138 штук китайских машин против 8235 в январе.