Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Турция сказала «хватит» российской нефти: поставки рухнули на 86% в декабре

Сохранив лишь четырех крупных покупателей на свою нефть после введения новой порции западных санкций, российские нефтяники теряют по крайней мере одного из них.

Турция радикально сократила нефтяной импорт из России после того, как Евросоюз ввел эмбарго, а страны G7 установили потолок цен с запретом на страхование танкеров, везущих баррели дороже $60.

В декабре Турция получила лишь два груза российского сорта Urals общим объемом 1,7 млн баррелей, сообщает EnergyIntel со ссылкой на статистику танкерных перевозок от Kpler. В пересчете на дневной объем поставки рухнули до 55 тысяч баррелей в сутки, что  на 86% ниже уровня предыдущих шести месяцев: в июне–ноябре Турция закупала в среднем 399 тысяч баррелей в сутки.

После начала войны Турция более чем вчетверо увеличила импорт российской нефти, забирая на рынке баррели, от которых отказались клиенты в Европе. Но декабрьские объемы поставок стали минимальными с февраля и оказались даже ниже уровней второй половины 2021 года.

Полностью отказался от российских баррелей крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод STAR. НПЗ, принадлежащий азербайджанской группе SOCAR и обеспечивающий 25% нефтепереработки в Турции, в ноябре сократил закупки сырья в России вдвое — с 700 до 300 тысяч тонн в месяц, а в декабре решил не приобретать его больше из-за угрозы вторичных санкций.

Источники EnergyIntel утверждают, что провал турецкого спроса может оказаться временным: скидки, достигающие $30 за баррель, вернут интерес к Urals после того, как у НПЗ появится больше ясности по поводу механизма действия санкционных ограничений.

Впрочем, отдельной проблемой остаются танкеры, которых по-прежнему не хватает. Основной объем российской нефти Турция получает не из близлежащего Новороссийска, а из портов Балтийского моря, где в декабре была запланирована отправка 55 грузов.

Из них три были отменены, а еще для шести не нашлось танкеров, и их, возможно, придется перенести, рассказал Reuters работающий в регионе нефтетрейдер.

По его словам, вызывает опасение также качество доступных нефтяникам судов: их средний возраст составляет около 20 лет, а кроме того, нет достаточного количества танкеров ледового класса. «Пока ледовая обстановка на Балтике спокойная, но если ударят морозы, то это грозит проблемами», — сказал трейдер.

На неделе, завершившейся 16 декабря, экспорт российской нефти рухнул более чем вдвое — с 3,45 до 1,6 млн баррелей в сутки, а из десятков стран, покупавших Urals до войны, остались лишь четыре^ Турция, Индия, Китай и Болгария. Источники Reuters говорят, что по итогам месяца ситуация будет не настолько катастрофической, но спад морских поставок через Балтийское море может составить 20%.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку