Рост цен на лекарства в России продолжает ускоряться на фоне обвального сокращения импорта и проблем с внутренним производством, которые провоцируют в аптеках дефицит препаратов от инсулина и транквилизаторов до антибиотиков.
В ноябре потребительская корзина, собранная из 67 наименований лекарств, которые реально закупают люди, подорожала на 29,4% год к году, подсчитали эксперты «Ромира».
Темпы инфляции на рынке лекарств, измеренные по фактическим покупкам россиян, почти втрое превысили официальную цифру от Росстата, который оценил рост цен на медикаменты в 10,2% в ноябре.
По оценке «Ромира», инфляция лекарств в 2022 году состояла из двух волн: первая — с февраля по апрель — подняла индекс «цена здоровья» на 16,4%, вторая началась осенью и добавила к ценам еще более 11%.
Лекарства дорожают по мере того, как их становится все меньше. Согласно подсчетам RNC Pharma, поставки импортных препаратов в Россию октябре рухнули на 20% в физическом выражении. Накопленным итогом за 10 месяцев ввоз готовых лекарств сократился на 8,6%, а нерасфасованных препаратов — обвалился на 30%.
Собственное производство, зависимое от поставок импортного сырья, также столкнулось со сложностями. В октябре, по данным Ростата, фармацевтические заводы сократили выпуск на 8,5% год к году, хотя до этого фиксировали рост почти весь год, благодаря спросу на замену импорта и снабжение брошенной на войну армии.
Фармацевтика была «наиболее стабильно растущей отраслью промышленности», говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа «Финама»: «Возможно, ухудшение динамики связано с ограничением доступности импортных субстанций».
Из импортного сырья производится 80% всех выпускаемых в России лекарственных препаратов, а собственного оборудования для фармацевтики в стране вообще практически нет.
При этом 40% компаний фармацевтической отрасли не смогли найти замену импорту, показал проведенный в июле опрос ЦБ РФ.
Лишь 10% респондентов из числа производителей лекарств сообщили, что выпуск их продукции не зависит от импорта — втрое меньше, чем в среднем по экономике (31%). При этом каждая третья компания признала, что испытывает сложности с поиском альтернатив отказавшимся работать с РФ поставщикам. А каждая десятая признает, что заменить импорт невозможно.