Атака украинских морских беспилотников на Севастополь 29 октября не только привела к бегству из Крыма подлодок Черноморского флота, но и сформировала в районе новой базы в Новороссийске радиолокационный «бермудский треугольник».
Из-за глушения глобальной системы позиционирования (GPS) на сайте отслеживания кораблей MarineTraffic в начале прошлой недели можно было увидеть уникальную картину: 10 судов прорвались через сушу и встали на якорь в аэропорту краснодарского города-курорта Геленджик. В этой флотилии было семь нефтяных танкеров и три судна для перевозки грузов.
MarineTraffic формирует карту кораблей с помощью системы автоматической идентификации (AIS), которая использует GPS. AIS оснащены все современные корабли, она необходима для систем навигации и позволяет отслеживать корабли. Чтобы устройство на корабле могло подключиться к сети GPS, оно должно иметь связь с 4–8 спутниками США.
Когда корабли подходят к Новороссийску, система GPS может «сойти с ума». Подобный эпизод произошел в 2017 году со 184-метровым химовозом Atria. Его капитан так описывал вход в порт Новороссийска: «GPS терял сигнал, у нас были многочисленные сигналы тревоги». Капитан столкнулся с тем, что вместо реального положения Atria системы корабля определяли его на расстоянии 25–30 миль — в аэропорту Геленджика. Обычно сбои в работе GPS ограничиваются сотнями метров. «За всю мою карьеру я впервые столкнулся с таким большим несоответствием», — говорил капитан Atria. Экипаж перезапустил основной и резервный GPS, но обнаружил, что обе системы выдают неверные данные о местоположении. В тот день в аэропорту оказалось до 25 кораблей.
Лукаш Боненберг из the University of Nottingham’s Geospatial Institute говорит, что обмануть GPS можно с помощью подделки сигнала, заставив ее думать, что корабль находится в другом месте.
Одновременно с Черным морем российские власти резко активизировали глушение GPS-навигации в приграничных регионах и вокруг крупных городов. После серии атак украинских беспилотников по аэродромам стратегической авиации под Саратовом и Рязанью высокий уровень вмешательства в работу GPS, блокирующий более 10% связи со спутниками, был зафиксирован в Волгоградской, Саратовской, Пензенской, Ульяновской, Брянской и Орловской областях, а также вокруг Москвы вплоть до Твери.
В зоне GPS-глушения также находится почти вся Калининградская область, часть Ленинградской области, а также отдельные районы Мурманской области близ границы с Финляндией и Норвегией.
Зона глушения спутниковой навигации, которая может быть следствием работы систем радиоэлектронной борьбы, резко увеличилась за последнюю неделю, указывает эксперт по военной разведке эстонской SensusQ Эрик Каннеке.