Резкий рост заболеваемости ковидом в Китае после отмены принципа нулевой терпимости привел к перебоям с доставкой китайских грузов в Россию. Сильнее всего это отразилось на железнодорожном сообщении, рассказали VPost сотрудники нескольких логистических компаний.
Если сейчас отправить груз в Россию поездом, то прибудет он в лучшем случае к концу января, но скорее стоит рассчитывать на 1,5-2 месяца, утверждает один из них. Центробанк в обзоре региональной экономики оценивал время перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы России в 13–20 суток. В октябре–ноябре стандартный срок доставки из Китая до Москвы по железной дороге составлял около 30 дней, но было понятно, что станции Московского ж/д узла перестали справляться с нагрузкой, говорит один из собеседников VPost.
Проблемы на обоих концах. На российской территории составы с контейнерами часто попадают в отстойник — как на таможенном пункт «Белый Раст» на границе с Китаем, так и в подмосковных «Ворсино» и «Селятино», где ждут по одной-две недели очереди на разгрузку, говорят логисты. А в Китае с середины декабря стало много случаев, когда поезда не отправляются с местных станций по неделе, и дальше наверняка будет хуже, так как некоторые терминалы уже уведомляют клиентов, что у них по 70% сотрудников болеет ковидом, рассказывает другой собеседник VPost.
«Так что встают оба основных пути экспорта товара из Китая — с морским-то уже давно проблемы», — грустно заключает он. На Дальнем Востоке продолжается коллапс, начавшийся в октябре: суда приходят во Владивостокский морской торговый порт из Китая и Кореи дней за 10-15, а потом еще по 25 дней ждут разгрузки, а один большой контейнеровоз компании ZhongGu стоит на рейде уже третий месяц. Можно разгрузиться быстрее в терминале владельца порта, компании Fesco, но ценник у них заоблачный — раза в полтора выше обычного, признается владелец экспедиторской компании. Доставка контейнера 40 футов из Шанхая в Москву морем и железной дорогой сейчас обходится примерно в $4800, а напрямую по железной дороге — в $9000 (при такой перевозке у контейнеров объем на 12% больше, чем у морских).
По неофициальным оценкам, после снятия жестких ковидных ограничений в начале декабря в Китае коронавирусом заразилось 248 млн человек или почти 18% населения (по официальной статистике заболевших на порядок меньше), пишет Bloomberg. На этой неделе, 20 декабря, установлен абсолютный антирекорд пандемии по количеству заразившихся за один день — 37 млн человек. Предыдущий максимальный прирост заболевших был в январе, когда за день заразились 4 млн человек.