Митрополит Ювеналий получил точно такой же орден, как и военные преступники — «За заслуги перед Отечеством» I степени. История сыграла с ним злую шутку: указ о награждении был подписан два года назад, когда Ювеналию исполнилось 85, но из-за ковидных ограничений вручили его только на прошлой неделе.
Митрополит Ювеналий занимает особое место в церковной иерархии. Как и патриарх Кирилл, он был учеником митрополита Никодима (Ротова, + 1978) и позднее сыграл ключевую роль в 2009 году, когда митрополит Кирилл стал патриархом. Ювеналий был очень серьезным кандидатом на патриарший престол, но отказался участвовать в выборах, полностью поддержав митрополита Кирилла, и тем самым фактически гарантировал ему победу.
Это не помешало патриарху Кириллу снять Ювеналия со всех должностей и внезапно отправить его на пенсию весной 2021 года.
Приветствуя митрополита Ювеналия, Путин произнес:
«Возрождению нашей духовной культуры, исконных традиций, социальному служению — всему этому посвящают себя люди наших традиционных религий, в том числе и Русской православной церкви. Всецело посвятил себя этому пути и митрополит Ювеналий»
Это предельно внятная формулировка всей государственной политики в области свободы совести. С точки зрения Путина, религиозные лидеры не должны говорить о Боге, они не должны возвещать правду, призывать к миру и печаловаться о жертвах войны и невинно осужденных — это всё глубоко чуждо «исконным традициям» России. Религиозные лидеры призваны что-то там возрождать, и чем менее конкретно выглядит то, что они возрождают, тем лучше. Тем выше будет награда, которую они получат от государства.
Вполне возможно, что слова благодарности, которые произнес митрополит Ювеналий, были продуманы и записаны еще два года назад. В то время они звучали более мягко, чем сегодня, во время войны. Их следует привести полностью:
«Дорогой Владимир Владимирович!
Все благодарили Вас — я хочу последовать их примеру, но надо сказать, что я хотел бы дважды Вас поблагодарить, и для этого есть причина. Я удостоен высокой награды, когда проходил своё служение — митрополита Крутицкого и Коломенского. Меня очень вдохновило то, что Вы приняли такое решение.
Но время идёт, и человек когда-то должен заключать свои труды в жизни. Сегодня я являюсь архиереем на покое. Это не значит, что почиваю на лаврах, нет. У нас принято человеку, свободному от постоянных богослужебных и церковных трудов, посвящать особое время молитве.
Я получаю сегодня эту награду от Вас, когда, исполняя традицию Русской православной церкви, предаюсь той молитве, которой следовали все наши предки, — о богохранимой стране нашей российской, о властях, воинстве и Отечестве нашем.
Ваше сегодняшнее вручение высокой награды ко многому меня вдохновляет и обязывает.
Огромное Вам спасибо.
Спаси Вас Господи!»
Зная немного митрополита Ювеналия, я не сомневаюсь, что говорил он искренне. Но в этих словах церковный иерарх вольно или невольно формулирует трагедию умного и политически искушенного религиозного лидера, но не епископа Церкви Христовой, а скорее, жреца гражданской религии.
Полтора года назад Ювеналий удален патриархом от всех дел. Он тихо живет на пенсии, но не может не сказать, что постоянно молится о властях, о воинстве. И «дважды благодарит» фараона, и даже «вдохновляется» им.
Митрополит Ювеналий хорошо владеет словом, но он не посчитал нужным сказать, что молится о мире, о жертвах войны, о тех, кто страдает, о вразумлении тех, кто ожесточен и ослеплен. Для жреца гражданской религии – в отличие от епископа Церкви – в этот торжественный момент, в этот миг земной славы совершенно естественно никак не упоминать о Боге, о заповедях, о милосердии, о совести.
Казалось бы, митрополиту Ювеналию нечего терять.
Он мог бы выступить как пророк, возвещающий правду перед лицом фараона.
Он мог бы войти в историю как человек искренней, бесстрашной, пламенной веры.
Да, он мог стать мучеником – по примеру тех, кто сопротивлялся власти в годы гонений, и для прославления которых Ювеналий немало сделал, будучи председателем комиссии по канонизации святых.
Но нет, он предпочел присоединиться к общему хору преступников, славящих фараона. И в это момент стало ясно: есть еще что терять почтенному митрополиту. Позволив себе произнести эту унизительную лесть в адрес злодея, он потерял достоинство. И не только свое личное, но и достоинство епископа Церкви Христовой.
Случайно ли, что на общем фото он так карикатурно выглядывает из-под Маргариты Симонян? Впрочем, я не исключаю, что митрополиту Ювеналию все-таки стало стыдно. Он спрятался от наших глаз во второй ряд.