Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Россия и Иран инвестируют до $25 млрд в торговый маршрут по обходу санкций

Alexxx Malev / flickr (CC BY-SA 2.0)

Оказавшись в значительной степени отрезанными от мира в результате санкций, Россия и Иран пытаются перестроить пути поставок, чтобы активнее торговать друг с другом и получить неограниченный доступ к азиатским рынкам. Западным странам контролировать эти маршруты будет действительно сложно, считают эксперты, но, инвестировав огромные средства, Россия и Иран будут зависеть от благосклонности торговых партнеров в Азии и на Ближнем Востоке. Которые могут не захотеть ссориться с Западом.

Морской путь из Петербурга в индийский Мумбаи вокруг Европы и через Суэцкий канал занимает около 40 дней (14 000 км). Для обеспечения более короткого маршрута Россия планирует инвестировать около $1 млрд в увеличение пропускной способности Волго-Донского канала, в том числе чтобы сделать навигацию круглогодичной (сейчас ее средняя продолжительность — немногим более 200 дней). Это должно позволить увеличить внешние поставки через Азовское море, которое Владимир Путин после оккупации юго-восточных регионов Украины недавно назвал внутренним морем для России. «Проработать вопрос» о строительстве второй ветки канала Путин предлагал еще в 2007 г. в послании Федеральному Собранию, но дальше слов дело не пошло.

Кроме того, активизируется сообщение через Каспийское море. Для развития этого маршрута Иран также расширяет железнодорожную магистраль, которая ведет в Чехбехар. Из этого порта на юго-востоке страны судам уже недалеко до западного побережья Индии, которая инвестировала в развитие недостроенного пока портового комплекса.

Россия между тем готовит регламент, который позволит иранским судам беспрепятственно ходить по Волге. Но не менее дюжины кораблей компании Islamic Republic of Iran Shipping Lines Group (IRISL), которая находится под американскими санкциями, уже курсируют между Каспийским морем и ключевыми портами на Волге, свидетельствуют данные о судоходстве, собранные Bloomberg.

IRISL инвестировала $10 млн в порт Солянка, который находится в экономической зоне Астраханской области, сообщило в ноябре иранское информагентство Iranian Labour News Agency. Ирану с 2015 г. принадлежат 53% акций порта. В июле занимающееся иновещанием иранское агентство Pars Today назвало его «воротами для экспорта иранских товаров на российский рынок», а долю в нем — «уникальной возможностью [для Ирана] играть роль в проекте транспортного коридора „Север-Юг“». Pars Today описало первую поставку по коридору груза из России в Индию: партия ламината в двух контейнерах отправилась из Петербурга в порт Солянка, далее через Каспийское море она должна была прибыть в Иран, отправиться грузовиками в портовый город Бендер-Аббас и затем морем — в Индию.

Ожидаемое совокупное время транзита — 25 дней, что экономит более 30% времени по сравнению с маршрутом через Суэцкий канал, писало Pars Today.

Россия и Иран стараются «выстроить на всем пути защищенные от санкций цепочки поставок», сказала Bloomberg Мария Шагина, эксперт по санкциям и российской внешней политике лондонского Международного института стратегических исследований. По ее оценке, две страны инвестируют в торговый коридор около $25 млрд, чтобы обеспечить поставки товаров, которые Запад хочет остановить: «Они играют в кошки-мышки, будут искать любые лазейки, чтобы поставлять запрещенные товары и оружие».

Торговать, правда, предполагается не только запрещенными товарами. Иран, например, пообещал продавать России турбины и автомобили. Пример с Ирана берут на только российские власти, но и бизнес. Из-за санкций тяжело будет первые два-три-четыре года, затем экономика приспособится, говорил Financial Times один олигарх: «Они [Иран] все делают сами. У них собственные цепочки поставок, а если чего-то нет, находят это на черном рынке. Мы сейчас учимся и в конце концов будем такими же».

При этом вопрос о том, зачем нужна политика, которая привела к потере гораздо более современных, продвинутых и эффективных западных товаров, технологий и компетенций и вынуждает обращаться к доморощенным иранским продуктам, созданным в изоляции, тщательно обходится стороной.

США и их союзники внимательно следят как за вышеописанным маршрутом, так и за развитием экономических отношений между Ираном и Россией в целом, заявил на прошлой неделе руководитель Управления по координации санкций США Джеймс О’Брайен, объявляя о санкциях в том числе против пяти членов совета директоров РЖД. «Мы обеспокоены любыми попытками помочь России избежать санкций», — сказал он.

«Если какая-либо организация будет замешана в нарушении наших санкций, касающихся помощи России, или в любых других областях, где введены антииранские санкции, она тоже подпадет под санкции», — заявил Роберт Молли, спецпосланник Белого дома по Ирану.

Например, если США введут санкции против порта Чехбехар, то другим странам может быть затруднительно вести через него торговлю и большие капиталовложения будет сложно окупить. И в этом состоит, вероятно, самая большая угроза планам России и Ирана сформировать маршрут для обхода санкций, сказал Bloomberg Бхарат Гопалсвами, исполнительный директор вашингтонской District Consultancy, которая консультирует по торговым вопросам. «Для строительства и эксплуатации такой инфраструктуры потребуется сотрудничество не только России и Ирана, но и всех других стран, которые будут участвовать в этом коридоре», — считает он.

«Любое изменение геополитической обстановки или отношений между странами», например, если под давлением США азиатские и ближневосточные государства не захотят рисковать, «повлияет на успешность этого торгового коридора», говорит Гопалсвами.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку