Лишившись своих долей в проектах «Сахалин-1 и «Сахалин-2», компании Exxon Mobil и Shell теперь мешают вывозить российскую нефть. Фактически крупнейшие западные нефтяные компании требуют от судовладельцев выбрать, с кем работать: с ними или с Россией.
В контракты на фрахт танкеров Exxon Mobil включила условие: судовладельцы должны гарантировать, что эти танкеры не перевозили российскую нефть либо нефть, происхождением которой является Россия, либо полученную от лица, связанного с Россией. Об этом сообщает агентство Bloomberg, ознакомившееся с контрактом. Если судоходная компания не сможет предоставить таких гарантий, Exxon Mobil имеет право расторгнуть договор о фрахте.
Новое условие действует с 5 декабря, когда страны ЕС ввели эмбарго на поставки нефти из России, а с 5 февраля распространится и на нефтепродукты (в этот же день начнет действовать запрет на их импорт в ЕС).
Ранее Shell ввела аналогичное условие: с 1 декабря работающие с ней танкеры должны гарантировать, что не перевозили российскую нефть в последних трех рейсах.
Обе компании потеряли вложения в российские проекты на шельфе Сахалина. После начала войны в Украине они заявили о намерении прекратить участие в них. Но продать свои доли компаниям не удалось из-за позиции российских властей.
Exxon Mobil была оператором «Сахалина-1» с долей 30%. В начале августа президент Владимир Путин своим указом запретил иностранным компаниям из «недружественных» стран (в их число входят США) до конца года продавать стратегические активы в топливно-энергетическом секторе без специального решения. Запрет помешал Exxon Mobil завершить действия по выходу из проекта. В конце августа Exxon Mobil уведомила Россию: если ей не позволят сделать это, она готова подать на правительство в суд.
Ранее Exxon Mobil по итогам I квартала списала $3,4 млрд в связи с переоценкой активов в результате прекращения работы в России.
Shell владела долей 27,5% минус 1 акция в компании «Сахалин Энерджи» — операторе проекта «Сахалин-2». 30 июня Путин подписал указ о передаче активов оператора государству. Shell отказалась входить в капитал нового оператора, лишившись таким образом своей доли.
Эмбарго Евросоюза и потолок в $60 за баррель, введенный странами «большой семерки», ЕС и Австралией, заставил Россию и судоходные компании, желающие с ней работать, несмотря на санкции, собирать «секретный флот». В основном для него приобретают старые танкеры, которые в противном случае вскоре отправились бы на металлолом. Но даже их может не хватить для перевозки, предупреждали эксперты: до введения западных санкций Россия экспортировала в сутки около 5 млн баррелей сырой нефти и 2,5 млн баррелей нефтепродуктов.
Правда, в конце года, после введения эмбарго и потолка, морской экспорт рухнул. Декабрьский план отгрузок из российских портов находится под угрозой срыва: часть партий может остаться нереализованной из-за отсутствия покупателей, сообщает Reuters со ссылкой на данные трейдеров.
Действия Exxon Mobil и Shell могут еще сильнее сократить количество работающих с Россией судовладельцев. Ведь требование нефтяных компаний относится и к тем танкерам, которые следуют требованиям потолка, т. е. перевозят нефть, купленную дешевле $60 за баррель, и благодаря этому получают европейские страховые и финансовые услуги.