Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на «The Moscow Times. Мнения» в Telegram

Подписаться

Позиция автора может не совпадать с позицией редакции The Moscow Times.

В гостях у сказки. Владимир Путин распорядился двинуть фольклор в массы

Многие люди, наблюдающие за развитием российского политического процесса, гадали, каким же благородным делом займутся власти после того, как покончат наконец с гомосексуализмом. А вот каким: Владимир Путин поручил правительству «принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления».

Антон Белицкий / Коммерсантъ

Поручение сделано по итогам встречи Путина с историками и представителями традиционных религий России 4 ноября. Там историк Наталья Нарочницкая пожаловалась президенту, что не смогла купить для своих внуков в «Детском мире» маечку с Ильей Муромцем — в наличии были только бэтмены и спайдермены.

Понятное дело, если кто не смог найти в магазине маечку с желаемым принтом, то решать вопрос нужно непременно лично через президента, чтобы он заставил целое правительство выпустить именно такую маечку. Так эффективная экономика и устроена. Другой бы пошел в интернет и обнаружил там великое множество контор, печатающих что угодно на чем угодно, хоть Илью Муромца (готовых образцов полно), а при желании хоть и саму заказчицу в обнимку с Иваном-Царевичем — ассортимент ограничен только фантазией.

Поэтому немного странным выглядит то, что популяризация собственных исторических и фольклорных героев должна вводиться президентским поручением, как будто без этого трудно разобраться, интересно это людям или нет. Например, серия мультфильмов про тех же богатырей пользовалась вполне неплохим успехом и безо всяких поручений.

Вообще, внезапное учреждение чего-либо директивным методом, да еще с господдержкой — признак того, что по-другому людей привлечь не выходит. И если внуки Натальи Нарочницкой (старшему из которых, по ее словам, уже 11) не подсказали бабушке обратиться в одну из таких типографий, то, скорее всего, для них самих такой принт тоже, скажем так, мечтой не являлся. Внедрение же чего-то творческого таким методом обычно оборачивается дорогостоящей халтурой.

Но дело в том, что бабушкам и дедушкам, как известно, всегда виднее, что носить внукам. А если с бабушкой они еще могут поспорить, то уж со всей мощью государственной машины, наверное, не смогут. Если бы Наталья Нарочницкая пожаловалась Путину на то, что ее внуки не хотят есть кашу или носить валенки, можно не сомневаться, последовало бы поручение о популяризации каши и валенок.

Тут как раз только что в первом чтении приняли законопроект о недопустимости применения иностранных слов на государственном уровне. Не иначе чей-то дедушка пожаловался президенту, что не понимает современную молодежь.

В общем, есть ощущение, что, будучи спущенным в Министерство культуры, поручение будет воспринято как команда. В детские сады и школы пойдут приказы о проведении тематических мероприятий, к «Разговорам о важном» добавят «Разговоры о былом». Илья Муромец появится в каждом утюге, и по его житию (а он, ну, точнее, его прообраз, на минуточку, не просто былинный герой, но еще и святой преподобный) будут сдавать экзамены. Но главное — появится госзаказ на «печатную, изобразительную и иную тиражированную продукцию, а также товары народного потребления», которые потом чиновники будут судорожно распихивать куда попало, лишь бы отчитаться.

Как там у Довлатова в «Чемодане»: «Знаю я нашу <…> промышленность! Сначала она двадцать лет кочумает, а потом вдруг — раз! И все магазины забиты какой-нибудь одной хреновиной. Если уж зарядили поточную линию, то все. Будут теперь штамповать эти креповые носки — миллион пар в секунду». С другой стороны, многие обрадуются, ведь «принять меры» — это значит в первую очередь «выделить деньги». Может, даже и на целую госпрограмму хватит.

«Почему в детских садах заранее нет настольных игр, где бы огромная наша страна была, где можно понять масштаб территории, масштаб линии фронта, где можно узнать о Куликовской битве, о Дмитрии Донском, об Александре Невском?» — возмущается Наталья Нарочницкая. И то правда. Где-где, а в детских садах просто необходимо рассказывать о масштабах линии фронта. Сколько в стране детских садов, и в каждый понадобится типовая настольная игра! Клондайк, Эльдорадо…

Задача, однако, поставлена. Вероятно, придется составить перечень подходящих для популяризации героев фольклора. Без этого никак — слишком много вопросов. С богатырями-то не все до конца ясно: сражались они, согласно былинам, в основном с татарами и прочими басурманами, что в некоторых регионах может быть превратно понято. А вот колобок, допустим, отвечает традиционным ценностям или нет? А как насчет Кощея Бессмертного? Может быть, он-то сегодня как раз получше других подходит на роль центральной фигуры отечественной мифологии.

Материал впервые был опубликован в издании «Новый проспект». 

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку