Уход западных брендов из России сильнее всего ударил по крупнейшим торговым центрам. Их посещаемость сократилась на 25% год к году за 10 месяцев 2022 года, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Focus Technologies.
По сравнению с доковидным 2019 годом посещаемость упала еще сильнее — почти на 40%. Крупнейшими называют центры с площадью более 80 тысяч квадратных метров. Из-за ухода зарубежных компаний после начала войны в Украине в таких центрах образовалось множество пустующих площадей.
Проблемы с посещаемостью возникают не только у крупнейших моллов. Трафик крупных торговых центров с площадью от 40 тысяч до 80 тысяч квадратных метров сократился на 7% год к году и на 24% по сравнению с 2019 годом.
В крупных торговых центрах западные бренды всегда были якорными арендаторами, говорит руководитель направления исследований и консалтинга компании Focus Technologies Михаил Васильев. Доля пустующих площадей в российских моллах за год увеличилась на 3 п. п, до 12%, следует из подсчетов «Магазина магазинов».
Васильев также отмечает, что большие торгцентры пострадали от сокращения покупательной способности населения. Потребительские расходы граждан с учетом инфляции упали на 7% год к году во II квартале и на 6,4 — в III, подсчитали эксперты аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza. Спад в непродовольственной розничной торговле последние пять месяцев держится на уровне 14-15% год к году, отмечала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Кроме того, на розничный спрос повлияла эмиграция значительной части платежеспособного населения за рубеж из-за войны и мобилизации.
В результате к ноябрю месяцу около около 200 торговых центров по всей России оказались на грани банкротства. «Фактически сегодня каждый второй ТЦ под угрозой», — говорил президент Magic Group Александр Перемятов.
Торговые центры строятся на долгосрочные кредиты. Они столкнулись с падением доходов, и из-за высокой закредитованности им угрожает банкротство, пояснял генрдиректор компании «Этерна» Дмитрий Томилин.