Нидерланды хотят организовать в стране новый трибунал под эгидой ООН, который бы занялся рассмотрением российской агрессии против Украины, заявил министр иностранных дел Вопке Хукстра. При поддержке Евросоюза Нидерланды рассчитывают на международную поддержку и финансирование трибунала, который, по словам Хукстры, не будет вмешиваться в работу Международного уголовного суда в Гааге (МУС).
МУС уже занимается расследованиями российских преступлений в Украине; кроме того, совместную следственную группу создали европейские страны, также расследование ведет ООН.
Но юрисдикция МУС, по мнению большинства экспертов-правоведов, ограничена. Хотя он может заниматься конкретными преступлениями, и на это указывал министр юстиции Германии Марко Бушманн, Россия не является участником суда, так как не ратифицировала Римский статут, которым был создан МУС. По этой причине ее гражданам нельзя предъявить обвинение в преступлении агрессии, считают юристы.
«Формируется консенсус, что нужен специальный трибунал для расследования акта агрессии, преступления, заключающегося в развязывании войны. МУС не может этого сделать», – заявил Хукстра.
Согласно ООН, актом агрессии, независимо от объявления войны, считается любое из следующих действий:
а) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
b) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства;
с) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства;
d) нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы, или морские и воздушные флоты другого государства
и еще три пункта.
К созданию нового трибунала с широкой международной поддержкой в ноябре призвала и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен: это позволит не оставить безнаказанным вторжение России, определяемое как «преступление агрессии», заявила она. Его суть в том, что это международное преступление, из которого проистекают все прочие военные преступления, поясняет Уна Хэтауэй, профессор международного права Школы права Йельского университета и исполнительный редактор портала Just Security.
Летом ведущие специалисты по международному праву обсуждали вопрос создания такого трибунала в Йельском клубе, рассказывает Хэтауэй. Они сформулировали три основных принципа:
- Трибунал должен быть международным.
- Он должен быть создан по соглашению между Украиной и ООН по рекомендации Генеральной ассамблеи ООН.
- Его юрисдикция должна быть ограничена только расследованием преступления агрессии.