Российским авиакомпаниям удалось снять с регистрации на Бермудских островах 201 иностранный самолет, в том числе 150 Boeing и Airbus. Теперь они зарегистрированы в России и могут беспрепятственно летать за рубеж.
Всего же за границу смогут летать более 300 лайнеров, включая 150 Superjet-100. До введения санкций зарубежные полеты совершали от 300 до 500 самолетов российских авиакомпаний, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в Минтрансе.
ЕС ввел санкции против России на третий день после начала вторжения в Украину, запретив продавать российским авиакомпаниям самолеты и авиазапчасти. Три четверти коммерческого воздушного флота России были построены в ЕС, США и Канаде. Сразу после этого иностранные лизинговые компании потребовали от России вернуть более 500 самолетов общей стоимостью 20 млрд долларов.
Правительство разрешило авиакомпаниям не возвращать лайнеры и зарегистрировать их в России. С этого момента у самолетов появилось две регистрации. Однако «дружественные» страны, включая Китай и Турцию, отказались принимать такие лайнеры, поскольку, согласно приложению 83-bis к Чикагской конвенции, страна регистрации отвечает за поддержание летной годности и сертификацию изменений в конструкции судов. При этом регистрация более чем в одной стране запрещена.
В свою очередь зарубежные лизинговые компании не хотели регистрировать принадлежащие им суда в российском реестре, так как не доверяли прозрачности и полноте процедур поддержания летной годности в России. Бермуды и Ирландия, где были зарегистрированы самолеты, приостановили действие сертификатов летной годности, из-за чего поднимать их в воздух стало нельзя.
В сентябре ICAO (Международная организация гражданской авиации) отметила Россию красным флажком за недостаточный контроль безопасности полетов из-за двойной регистрации самолетов. Однако из 721 самолета, эксплуатировавшегося в России, сейчас в Бермудском реестре значатся только 520, сказал гендиректор ВСАА Томас Данстан. Это связано с тем, что лизинговые компании сняли их с регистрации в пользу российской. Все эти самолеты либо имеют собственников в России, либо были выкуплены авиакомпаниями.
«Аэрофлот» снял с регистрации на Бермудах 91 самолет, Utair — 36, «Россия» — 20, «Победа» — 19, а Azur Air — 10. Единственный крупный перевозчик, чей флот в полном объеме остается в реестре Бермуд, — «Уральские авиалинии». Они летают за рубеж только в Кыргызстан и Таджикистан, власти которых разрешают полеты с двойной регистрацией.