Последствия войны в Украине заставляют традиционных покупателей российских вооружений отворачиваться от своего главного поставщика. Вьетнам намерен диверсифицировать импорт оружия, в том числе в пользу тех стран, которые в Кремле считают противниками. Кроме того, Ханою не нравится сближение России с его главным региональным соперником — Китаем.
В четверг в Ханое открылась первая международная ярмарка вооружений, где свою продукцию, по данным Министерства обороны, представляют более 170 компаний из 30 стран. Она поможет «диверсифицировать каналы закупок и источников технологий для производства вооружений для национальной армии и на экспорт», заявило министерство в ноябре.
Вьетнам входит в число 20 крупнейших импортеров вооружений в мире с годовым бюджетом на закупки около $1 млрд, который будет расти, по данным провайдера информации по закупкам вооружений GlobalData.
Вьетнам стремится стать более самостоятельным в оборонной сфере, приобретать современные виды вооружений, которые не может предоставить Россия; кроме того, западные страны усиливают давление на импортеров российского оружия. Поэтому Вьетнам все активнее переходит на поставщиков из Европы, Восточной Азии, Индии, Израиля и США, пишет The Japan Times со ссылкой на дипломатов, чиновников и аналитиков. Также, по их словам, при помощи Израиля и других партнеров он активно развивает собственное производство в надежде начать экспорт вооружений — возможно, в ту же Россию.
В октябре в структурах власти проходили внутренние дискуссии о том, стоит ли продавать ей оружие, хотя ожидать какого-либо решения в обозримом будущем не стоит, сказал газете Нгуен Тхефуонг, исследователь по оборонным вопросам во Вьетнамском национальном университете. По его словам, на экспорт Вьетнам может производить боевые машины, противотанковые ракеты, гранатометы, автоматы.
Между тем из-за войны в Украине и наложенных на Россию западных санкций у вьетнамской армии стали возникать проблемы. «Вопрос уже даже не в закупках, военные начали испытывать сложности с обслуживанием [закупленных ранее у России вооружений] и боевой подготовкой», — сказал Nikkei Asia западный военный чиновник.
Российские военные технологии разработаны с учетом западных компонентов, поставки которых сейчас попали под санкционные ограничения. Из-за этого российский ВПК испытывает проблемы с выпуском вооружений, которые сейчас активно используются в Украине. А повысить производительность оборонных предприятий очень сложно, если не невозможно, считает военный эксперт Павел Лузин, старший научный сотрудник Jamestown Foundation.
Вьетнам сейчас ведет переговоры о закупке спутников и других товаров двойного назначения не с Россией, а с другими странами, сказал The Japan Times Хахоанг Хоп, эксперт по закупкам вооружений и приглашенный научный сотрудник сингапурского ISEAS-Yusof Ishak Institute.
Еще одна причина для сокращения военных контактов с Россией и диверсификации — установление крайне тесных связей между российскими и китайскими военными, для Вьетнама это «стратегический вопрос», указывает де Треглод: «Вьетнамское [министерство обороны] не хочет иметь то же вооружение, что китайцы, которые тоже много покупают у русских, особенно в секторе радиоэлектронной борьбы, криптографии, визуальной информации, кибербезопасности».
Правительство и вооруженные силы Вьетнама не публикуют данные по закупкам вооружений. По подсчетам Стокгольмского института исследования проблем мира (SIPRI), около десятилетия назад Россия была для него фактически единственным поставщиком вооружений: в 2012–2016 гг. импорт из нее был в районе 90%, а совокупные закупки превысили $3,5 млрд. Но в 2021 г. эта доля упала ниже 60% (пандемия ковида тоже негативно повлияла на объемы операций), а закупки у России в 2017–2021 гг. составили около $1 млрд.
На ярмарке вооружений, которая теперь будет проходить раз в два года, кроме «Рособоронэкспорта» присутствуют такие компании, как американская Lockheed Martin, европейская Airbus, французская Nexter, индийская BrahMos Aerospace, японская Mitsubishi Electric, предприятия из Израиля и ОАЭ.
Индия, Израиль и страны Восточной Европы (среди участников ярмарки — чешский производитель стрелкового оружия Colt) — одни из наиболее вероятных партнеров Вьетнама, так как могут поставлять вооружения, совместимые с российскими, говорят аналитики.
Война в Украине разрушила миф о том, что российские военные технологии могут сравниться с западными, добавляет Тимоти Эш, старший стратег по развивающимся рынкам RBC BlueBay Asset Management и научный сотрудник российской и евразийской программ Chatham House. Украина использует лишь обновленные версии американских систем прошлого поколения, и они превосходят все, что может выставить российская армия, указывает Эш:
Войны – это витрины для производителей вооружений; и находящийся в здравом уме покупатель захочет получить технологии, выпускаемые победителем. Просчет Путина [в Украине] попросту открыл фантастические маркетинговые возможности для западных конкурентов.