Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Миллиардеры и чиновники ринулись регистрировать частные джеты в России и Сан-Марино

Bombardier Global Express 5000
Bombardier Global Express 5000 Cory W. Watts (CC BY-SA 2.0)

Российские миллиардеры и чиновники массово выводят самолеты из британских и патронируемых США и Британией юрисдикций, пытаясь спасти роскошные джеты от санкций и ареста.

Вместо регистрации на острове Мэн и островах Карибского моря богатейшие россияне регистрируют джеты в России и получают номера с литерой RA, свидетельствуют данные споттеров и реестров. 

Бизнесмены Борис и Аркадий Ротенберги перерегистрировали сразу два самолета Bombardier Global Express 5000 и 6000. То же произошло с самолетом Airbus A319, на котором летал Рамзан Кадыров.

Российские номера получили Bombardier Global 6000 миллиардера Алексея Мордашова, владельца «Северстали», занимающего 5-ю строчку в российском списке Forbes с состоянием $13,2 млрд.

В российскую юрисдикцию были переведены джеты Golfstream G650 Дмитрия Мазепина (владелец «Уралхима», состояние $800 млн) и аналогичный Golfstream владельца «Норникеля» Владимира Потанина — второго богатейшего человека России с состоянием $17,3 млрд

Российскую регистрацию получили Golfstream G450 совладельца УГМК Андрея Козицына и Bombardier Global 5000 фарммагната Алексея Репика.

Другие представители российских элит регистрируют джеты в Сан-Марино. Эта страна не входит в Евросоюз и НАТО, хотя и присоединилась к санкциям против России. Она считается одним из комфортных мест для скрытого владения джетами. И хотя правительство РФ включило ее в список недружественных юрисдикций, элиты с удовольствием получают литеру T7. На самолетах с такой регистрацией ранее летали глава ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, банкиры ВТБ, а также патриарх Кирилл.

Теперь регистрацию в Сан-Марино получили джет Bombardier Global 6000, который связывают с основателем «Яндекса» Аркадием Воложем, и Airbus A319-133 миллиардера Дмитрия Рыболовлева (состояние $6,6 млрд).

Также в Сан-Марино зарегистрирован Boeing 737 BBJ нефтегазового магната Игоря Макарова, Bombardier Challenger 650, на котором летает вице-премьер Татьяна Голикова и ее муж Виктор Христенко, джет Bombardier Global 7500 владельца «Сибантрацита» Альберта Авдоляна. 

Впрочем, перевод джета в Сан-Марино не всегда спасает от раскрытия бенефициара: Bombardier Global 6000 главы ВТБ Андрея Костина летом был выявлен властями США и попал под блокирующие санкции.

В июне власти США выписали ордер на арест самолетов миллиардера Романа Абрамовича, которые покидали страну без экспортной лицензии. Адвокаты миллиардера, впрочем, утверждали, что рейсы совершались по просьбе украинского правительства для участия Абрамовича в организации гуманитарных коридоров.

Едва не оказался под арестом Airbus A340 стоимостью более $350 млн, который принадлежал офшорам, связанным с миллиардером Алишером Усмановым. Самолету удалось вылететь из Мюнхена в Узбекистан вскоре после того, как ЕС запретил полеты российских бортов, и через несколько часов после того, как олигарх был включен в санкционный список ЕС, который предполагает замораживание активов.

«Связь самолета с Усмановым в тот момент была не ясна», в противном случае «европейское небо было бы для него закрыто и он не смог бы взлететь», объяснял позднее The Wall Street Journal представитель транспортного регулятора Германии.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку