Президент России Владимир Путин во вторник, 6 декабря, в третий раз за три недели провел заседание Совета безопасности.
После удара украинской армии по аэродромам стратегической авиации под Саратовом и Рязанью, где дислоцированы носители ядерных ракет Т-160 и Ту-95, на совещании по видеосвязи были постоянные члены Совбеза: 12 высших чиновников, среди которых руководители всех силовых структур (Минобороны, МВД, ФСБ, Служба внешней разведки), главы обеих палат парламента, а также министр иностранных дел Сергей Лавров, бывший президент Дмитрий Медведев и секретарь Николай Патрушев.
Темой совещания стали «вопросы обеспечения внутренней безопасности государства», сообщила в релизе пресс-служба Кремля.
Украинские удары по Энгельсу-1, где базируются 30 бомбардировщиков, и Дягилево, в результате которых трое военных погибли, а еще четверо были ранены, стали крупнейшим фиаско российской противовоздушной обороны с начала войны: первый аэродром расположен на удалении 750 км от границы, второй — почти 600 км.
По крайней мере в одном из двух случаев удар был нанесен с помощью спецназовцев, которые находились неподалеку от аэродрома и помогли навести беспилотники на цель, рассказал The New York Times высокопоставленный украинский чиновник на условиях анонимности.
Согласно российской ядерной доктрине, атака на объекты размещения стратегических вооружений является одним из четырех оснований для возможного ответного ядерного удара. Нажать на «красную кнопку» Кремль может в случае «воздействия противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил», говорится в пункте 19 документа.
Но прежде свободные в ядерной риторике российские чиновники словно проглотили языки. Участившиеся удары Украины по территории РФ «являются фактором опасности», они учитываются, и «принимаются необходимые меры», заявил после заседания Совбеза пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
В ответ российские военные будут вынуждены рассредоточить бомбардировщики по запасным базам, пишет в ежедневной сводке во вторник разведка Великобритании.
Удары по аэродромам под Рязанью и в Саратовской области могут считаться одними из наиболее стратегически значимых провалов в охране военных объектов с начала войны, а армейское руководство с большой вероятностью приложит все усилия, чтобы найти и наказать офицеров, которых посчитают виновными, полагают в британской разведке.
Атака дронов по российским военным аэродромам, как и первый налет американской авиации на Токио в апреле 1942 года, имеют важное символическое значение, читает Джеймс Ставридис, бывший верховный главнокомандующий объединенными вооруженными силами НАТО в Европе и почетный ректор Школы права и дипломатии Флетчера при Университете Тафтса.
Жителям России было продемонстрировано, что неуязвимых мест нет, подчеркивает он в колонке для Bloomberg: «Это может помочь рядовым россиянам увидеть растущие издержки того, что лучше всего можно было бы охарактеризовать как „война путинского эго“».