Падающие доходы россиян вынуждают отказываться от подарков на Новый год или дарить бывшие в употреблении вещи.
В этом году подарки под елку родным положат 81% россиян против 84% в прошлом году. При этом 24% россиян подарят подержанные вещи (в прошлом году таких было 9%). Они объясняют это ростом цен на оригинальную продукцию (57%) и желанием сэкономить (45%), пишет РБК со ссылкой на опрос СДЭК.
После введения санкций против России и ухода из страны иностранных компаний россияне будут дарить друг другу в первую очередь подержанную технику. В частности, «умные» часы (43%), смартфоны (39%), планшеты (34%), ноутбуки (21%), игровые консоли (19%) и телевизоры (14%).
Однако техникой россияне не ограничатся. Многие рассматривают возможность подарить подержанную одежду и обувь (8%), игрушки (9%), книги (6%) и ювелирные изделия (4%). Также, как показал опрос, положительно относятся к б/у вещам, если они покупаются для себя, 64% россиян. В качестве подарка такие вещи одобряют 34%.
Из тех, кто признался, что не будет ничего дарить родным на Новый год, 59% объяснили свое решение желанием сэкономить, 52% — ростом цен, 24% — уходом брендов, а 19% — отсутствием праздничного настроения. Еще 13% россиян заявили, что им некому дарить подарки. Опрос проводился с 10 по 23 ноября с помощью онлайн-анкетирования среди более 2,5 тыс. человек старше 18 лет.
Согласно данным Росстата, в третьем квартале россияне потеряли 3,4% доходов. За январь — сентябрь номинальные зарплаты выросли на 12,1%, но с учетом инфляции в 13,6% в реальном выражении они оказались в минусе. Покупательная способность среднего дохода упала по 17 из 24 базовых продовольственных товаров.
Одновременно с этим расходы россиян на непродовольственные товары упали на 14,3% год к году, а на продукты питания — на 4,3%. Результаты опроса ВЦИОМа показали, что каждый третий в России начал экономить на еде после начала войны в Украине. Материальное положение ухудшилось у 31% россиян. Согласно исследованию ФОМ, денег не хватает «даже на еду» 8% граждан, а 23% говорят о том, что могут позволить себе продукты, но одежду покупать им уже не на что.