Еврокомиссия официально предложила новый закон, который, как надеются в ЕС, упростит конфискацию вилл, яхт и средств попавших под санкции российских олигархов, чиновников и поборников войны.
И действительно: уголовным преступлением во всех 27 странах ЕС теперь будет считаться, например, не только обход ограничительных мер или помощь в таковом, но и сокрытие того факта, что находящийся в черном списке человек является конечным владельцем средств. Таким образом, под дамокловым мечом оказываются специалисты, помогающие прятать активы с помощью фирм-пустышек, офшоров, сетей из подставных компаний и другими способами, используя разные юрисдикции. Тем более что предоставление подсанкционным лицам услуг в сфере юридического и налогового консультирования теперь тоже считается уголовным преступлением.
ЕК представила директиву о гармонизации уголовного законодательства в Евросоюзе, расширяющую список нарушений, которые позволят властям конфисковывать активы; теперь он включает действия по обходу санкций. Сейчас в некоторых странах такие действия считаются лишь административным правонарушением.
Кроме того, устанавливается ответственность за подобные нарушения: физлицам грозит пять лет тюрьмы, а компаниям – штраф в размере не менее 5% глобальной выручки за финансовый год, предшествующий приговору.
«Сегодня Европейская комиссия одобрила предложение сделать нарушение режима санкций уголовным преступлением во всем Европейском союзе», – заявил на пресс-конференции представитель ЕК Кристиан Виганд.
Директива должна быть одобрена Европарламентом, но он поддерживает ее, так же как и правительства стран ЕС, единогласно одобрившие ее 28 ноября. Новый закон станет «важным инструментом в борьбе с любыми попытками обойти» санкции, говорится в заявлении правительств. Он также позволит бороться с действиями по обходу экономический санкций, в то время как Россия активно пытается наладить параллельный импорт товаров, в том числе запрещенных к ввозу ограничительными мерами, которые ввел Запад.
«Мы хотим избежать обхода санкций, сначала в Европе, а затем в третьих странах», — говорила недавно еврокомиссар по финансовым услугам Мейрид Макгиннесс. Ее ведомство, которое реализует санкционную политику ЕС, анализирует европейские таможенные данные, чтобы выявить и закрыть пробелы в ограничениях.
В ЕС заморожено российских активов на 19 млрд евро, заявила в среду председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен.
В директиве перечисляется список нарушений, которые теперь считаются уголовным преступлением:
- предоставление средств или экономических ресурсов человеку или организации, находящимся под санкциями, либо в интересах этих лиц;
- незамораживание таких средств;
- помощь таким лицам во въезде на территорию стран – членов ЕС;
- проведение транзакций с третьими странами, запрещенных или ограниченных мерами ЕС;
- торговля товарами или услугами, чей импорт, экспорт, продажа, покупка, трансфер, транзит или транспортировка запрещены или ограничены;
- предоставление финансовых услуг, которые запрещены или ограничены;
- предоставление других услуг, которые запрещены или ограничены, таких как юридическое и налоговое консультирование, доверительное управление.