Такого в Китае не было с 1989 г., пишет Politico: люди — и, в особенности, студенты — выходят на массовые уличные протесты. Но если 33 года назад многие требовали политических свобод (лидерами тех выступлений, завершившихся разгоном демонстрантов на площади Тяньаньмэнь, тоже были студенты), то теперь люди требуют базовых свобод, таких как свобода передвижения.
В Китае все спокойно
Из-за политики нулевой терпимости к ковиду, которую по требованию председателя КНР Си Цзиньпина проводят власти, люди месяцами вынуждены сидеть в своих квартирах. В разных городах полиция во исполнение карантинных ограничений блокирует выходы из многоквартирных домов.
Массовые демонстрации в Китае застали врасплох дипломатов из ЕС, которые полагали, что в итоге подавленные демократические протесты в Гонконге в 2019–2020 гг. были последней попыткой борьбы за свободу, пишет Politico. Председатель Си должен воспринимать их особенно болезненно, поскольку сформулированная им политика беспрекословно проводилась в жизнь в этом году (в апреле и мае, например, на карантин был высажен 28-миллионный Шанхай). Это делалось в том числе для того, чтобы спокойно подойти к октябрьскому съезду Компартии Китая, на котором Си впервые за последние полвека обеспечил себе власть на третий пятилетний срок.
Жесткая борьба с ковидом также была призвана показать, что Китай лучше справляется с пандемией, чем западные страны, где люди продолжают болеть и умирать от него. В Китае же с мая до недавного времени не было зарегистрирована ни одного смертельного случая. Но Пекин до сих пор не разрешил применять в стране западные вакцины, а китайские менее эффективны. К тому же уровень вакцинации населения остается низким, особенно среди пожилых.
«Мы хотим жить нормальной жизнью»
Выступления начались после того, как в четверг из-за пожара в городе Урумчи, столице Синьцзян-Уйгурского автономного района, погибло 10 человек. Они не смогли спастись, потому что выходы в многоквартирном доме были заблокированы, что также мешало работе пожарных. Карантин в Урумчи действует уже более 100 дней.
За выходные протесты распространились на такие крупные города, как Нанкин, Ухань, Гуанчжоу, Пекин, Шанхай.
В Шанхае вечером в субботу полиция использовала слезоточивый газ против примерно 300 человек, которые собрались почтить память погибших в Урумчи, передало агентство Associated Press со ссылкой на очевидца. Полицейские арестовали (это видно на видео) и избили журналиста BBC Эдварда Лоуренса, освещавшего протесты, сообщила медиакомпания. Его отпустили через несколько часов. На полтора часа задержали журналиста Reuters. В понедельник утром улицы, на которых собирались демонстранты, огорожены, передает агентство.
Некоторые демонстранты даже призывали к уходу Си Цзиньпиня и Компартии, свидетельствуют видео, размещенные в соцсетях, пишет The Wall Street Journal. Их достоверность подтвердила фирма Storyful, занимающаяся анализом соцсетей, и очевидцы, с которыми поговорили журналисты газеты.
Вечером в воскресенье в Пекине полиция оттеснила протестующих к реке, где они скандировали «Свобода!», — сообщает WSJ. Многие участники говорили газете, что, несмотря на риски, выступают против жесткого контроля над обществом и повседневной жизнью, который государство установило за период правления Си. Один 27-летний горожанин сказал, что боится, но надеется хоть на какие-то перемены, «даже если совсем крошечные».
28-летний пекинец сказал Reuters:
Мы надеемся на окончание карантинов. Хотим жить нормальной жизнью. Мы все должны смело выражать свои чувства.
Символом протестов стали белые листы бумаги — аллюзия на цензуру в Китае. Местные СМИ о выступлениях не сообщают.
Об уровне напряженности в обществе говорят и произошедшие в прошлую среду беспорядки на заводе компании Foxconn в городе Чжэнчжоу, крупнейшем в мире по производству смартфонов IPhone. Судя по видео, опубликованному CNN, протестующие перевернули автомобиль, сносили заграждения, дрались с полицейскими. Антиковидные ограничения стали одной из причин беспорядков – наряду с условиями труда и оплаты.
Отрицательное воздействие
Массовые карантины способствовали сильному замедлению роста китайской экономики. Официальная цель по росту ВВП на этот год была «около 5,5%», но он составил всего 0,2% во II квартале и 3,9% — в третьем. По прогнозу Всемирного банка, китайская экономика в этом году вырастет на 2,8% — меньше, чем азиатский регион в целом впервые с 1990 г.
«Демонстрации не несут непосредственной политической угрозы, но они означают, что нынешняя антиковидная политика более не может считаться устойчивой с политической точки зрения, — пишут в отчете аналитики Gavekal Dragonomics. — Вопрос в том, как будет выглядеть открытие [экономики]. Ответ: медленным, постепенным и беспорядочным».
В рейтинговом агентстве Moody’s Investors Service полагают, что протесты «относительно быстро сойдут на нет, не приведя у серьезным политическим беспорядкам». Но если они все-таки продолжатся и спровоцируют власти на более жесткий ответ, это может отрицательно сказаться на общей экономической ситуации и кредитном рейтинге Китая, отметил вице-президент агентства Мартин Петч.
Рынки в понедельник уже отреагировали отрицательно. Гонконгский фондовый индекс Hang Seng рухнул на открытии более чем на 4%, хотя затем сократил падение, закрывшись снижением на 1,6%. Материковый индекс CSI 300 потерял 1,1%. «Протесты в основном связаны с условиями жизни людей и ковидными ограничениями, они не политические по своей природе. Необычно то, что они распространились на множество городов. Многие в Китае никогда не наблюдали такой ситуации и поэтому не знают, как торговать в таком случае», — сказал WSJ Хао Хон, главный экономист Grow Investment Group.
Фьючерсы на американские индексы, а также цены на нефть (Brent подешевела почти на 3% до $81,2 за баррель) снижаются, так как инвесторы оценивают ситуацию с протестами и рост числа заболеваний в Китае, отмечает газета. В воскресенье в Китае было зарегистрировано почти 40 000 заражений, по данным Национальной комиссии по здравоохранению, тогда как во время предыдущего пика в апреле, спровоцировавшего карантин в Шанхае, их число не превышало 30 000.