Накануне объявления конкретного уровня, на котором будет установлен потолок для цены российской нефти, Управление по контролю за иностранными активами (OFAC) Министерства финансов США пояснило, как он будет работать.
С 5 декабря лицам из США, где бы они ни находились, запрещается предоставление торговых и брокерских, а также транспортных и страховых услуг, услуг таможенного брокера и по включению судов в национальные реестры, если нефть, отправляемая из России морем, куплена по цене выше установленного потолка. (Ожидается, что страны «большой семерки» и Евросоюза, а также Австралия объявят конкретное значение вечером 23 ноября.)
При операции по цене, ограниченной потолком, стоимость этих услуг не включается в цену нефти, они оформляются отдельно по коммерческим ставкам.
Потолок применяется к нефти российского происхождения, загруженной на танкер (то есть когда она продана российской организацией для морской транспортировки), до ее первой продажи на суше в другой стране (путем прохождения таможни). Если нефть подвергается на суше «существенной трансформации» (перерабатывается), потолок дальше не применяется; если же вывозится морем без такой трансформации, то он продолжает действовать и соответствующие услуги должны снова оформляться отдельно.
После введения США и Великобританией эмбарго на импорт российской нефти и принятия Евросоюзом решения об эмбарго с 5 декабря, поставщики стали прибегать к различным уловкам, чтобы скрыть ее происхождение или конечное место доставки. В частности, российские сорта могут смешивать с сортами из других регионов. OFAC отмечает, что не считает такое смешивание существенной трансформацией, которая позволила бы отказаться от потолка при дальнейших операциях.
Нефть, загруженная в России до 5 декабря и выгруженная в другой стране до 19 января, не будет подвергаться ограничениям, уточняет OFAC.
Конкретное значение потолка может быть установлено в диапазоне от $60 до $70 за баррель.
Введение потолка на таком уровне ничего особенного не меняет в моменте: сорт Urals и так продается по таким ценам, отмечает Егор Сусин, управляющий директор ГПБ Private Banking. «Но… по сути это попытка создания механизма административного регулирования цен в будущем (возможно не только для России, но и стран ОПЕК и прочих), — добавляет он. — Текущие решения направлены скорее на то, чтобы не создать финансового стимула для отказа от текущей инфраструктуры (транспортировка/страхование и пр.), это скорее механизм „удавки“, которую будут затягивать в зависимости от ситуации».
Значение потолка в будущем может меняться, в этом случае провайдеры услуг смогут завершить их предоставление в течение переходного периода, отмечает OFAC.
Власти США также сделали несколько исключений. Так, не будут запрещаться операции, связанные с поставками российской нефти в Хорватию, Болгарию и страны Европы, не имеющие выхода к морю. Фактически, это аналог временных исключений, которые ЕС дал тем своим членам, что не могут быстро диверсифицировать закупки.
Кроме того, потолок не будет действовать для партий нефти, поставляемых с проекта «Сахалин-2» напрямую в Японию, чьи компании входят в число его акционеров.