Видимо, этот момент показался в Кремле наиболее подходящим: общественность вовсю обсуждала «маневр подразделений российской группировки войск на подготовленные позиции» и почти не заметила, что в России наконец-то появился тот самый официально утвержденный «список ценностей» и инструкция по их воплощению в жизнь.
Есть, конечно, что-то неуловимо странное в том, что традиционные ценности утверждаются указом. По идее, традиция на то и традиция, что существует сама по себе, а не учреждается распоряжением. С другой стороны, всегда можно сказать, что без этого ценности работать не будут, потому что никто не знает точно, каковы они.
Теперь у нас есть список. К традиционным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
В общем, всем нам выдана коллективная справка в том, что мы гуманны, милосердны, а также справедливы. Это, конечно, приятно, хотя можно было бы дополнить — скажем, «безупречным художественным вкусом» неплохо. Не то чтобы мы сомневались, но с документом как-то надежней.
Официально также подтвержден тот прискорбный факт, что человечество впало в духовный кризис и прямым ходом двигается к утрате моральных принципов и духовно-нравственных ориентиров.
Есть и список антиценностей. «Чуждым и разрушительным» признается культивирование эгоизма, вседозволенности и безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, а также разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений.
Кстати, в проекте «Основ…» — том, что предлагался Минкультом на общественное обсуждение еще в феврале, — этого пассажа про сексуальные отношения не было. Его добавили только сейчас. Видимо, рассудив, что россиянам надо как-то понагляднее, что ли, объяснить, зачем всё это, заострить и подчеркнуть красным фломастером: всё дело в гей-парадах. Надо полагать, с той же целью в антисписке детальнее прописали пункты, связанные с семьей: отдельно и семья, и брак, и многодетность, и «естественное продолжение жизни» (что бы это ни значило), а в проекте было только одно «продолжение рода».
Вообще в сравнении с проектом итоговый документ оказался как-то суше. Теперь его формулировки больше подходят для переноса в УК РФ. «Отрицание российской самобытности», допустим, — готовая же статья на перспективу.
Кроме того, сравнение отражает идейные метания российского руководства. Например, одной из целей всего предприятия предлагалось провозгласить «обеспечение морального лидерства России в международных отношениях как хранителя традиционных общечеловеческих ценностей». То ли кому-то показалось, что на обеспечение уйдет, пожалуй, слишком много ресурсов, то ли решили, что конкурировать с другими традиционными обществами и навязывать им моральное первородство как-то неудобно, но в подписанном варианте остановились на формулировке «формирование на международной арене образа российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей».
От претензий на лидерство, скрепя сердце, отказались, а вместо обеспечения и защиты будет достаточно «формирования образа».
Дополнили описание источников угроз для традиционных ценностей. В феврале считалось, что угрозы исходят только извне: от США, транснациональных корпораций и иностранных НКО. Поразмыслив и заметив, как на глазах пухнет реестр иноагентов, редакторы спохватились, что и в самой России, как ни прискорбно, могут быть предатели, и дополнили перечень «некоторыми организациями и лицами на территории России», что, вероятно, послужит лучшим основанием для дальнейшей зачистки общества от разных вредных элементов.
С другой стороны, где-то авторов пришлось даже окоротить. Проект «Основ…» содержал, например, такие лихие пункты, как «анализ деятельности структур и лиц, наносящих ущерб национальным интересам РФ в сфере традиционных ценностей, разработка и принятие мер по противодействию их деятельности» и «проведение организационно-кадровых мероприятий, включая согласование кадровых назначений». Но это уже пахло созданием какой-то отдельной мощной идеологической управленческой структуры, а она со временем могла бы заполучить слишком много полномочий и, чего доброго, и сами власти попали бы в зависимость от нее. От греха подальше вычеркнули. Рано.
Намек на цензуру зато оставили: борьба за традиционные ценности по-прежнему предполагает реализацию государственной информационной политики в этой области, формирование госзаказа на их пропаганду в медиажанрах, а также взаимодействие органов власти со СМИ и соцсетями.
В общем и целом нельзя сказать, что новый документ до конца проясняет ситуацию с традиционным ценностями. Конечно, он нуждается в дополнительных актах, и они уже срочно принимаются. Недавно, к примеру, в Госдуме зарегистрировали законопроект, разрешающий подросткам работать с 14 лет (судя по анонсу на официальном сайте Думы, у идеи хорошие перспективы), а в Совете Федерации только что придумали дополнить Семейный кодекс РФ, отразив в нем строгую иерархию родителей и детей — с тем то есть, чтобы дети были обязаны слушаться. Розги пока не упоминаются, но вовсе не выглядят чем-то невероятным.
В предложениях Совфеда есть, конечно, и свежие вещи. Например, считать традиционными семейными ценностями союз мужчины и женщины, основанный не только на браке, но и на родстве или усыновлении. Черт его знает, что это значит. На первый взгляд может показаться, что речь идет о семье с одним родителем, об одинокой матери, живущей с ребенком или, как вариант, с собственной матерью (таким признанием заодно признается традиционной ценностью уход отца из семьи).
Но ведь союз-то по-прежнему должен быть мужчины и женщины, так что получается, что за традиционно ценную семью засчитают только мать с сыном, а с дочкой это будет уже союз двух, а то и трех женщин, а такие вещи в законах как-то сомнительно прописывать.
В общем, традиционные ценности — целая наука, сложная и многогранная, которую, судя по всему, еще предстоить создать, учитывая множество нюансов. Собственно, в самом конце документа так и сказано: мол, раз в 6 лет «Основы…» нужно пересматривать (ну мало ли, в какую сторону гаечку подкрутить). В этом, безусловно, есть плюс: парламентариям будет чем заняться. Но самое главное сделано: гомосексуализм заклеймили окончательно.
Материал впервые опубликован в издании «Новый проспект».