Поддержите The Moscow Times

Подписывайтесь на Русскую службу The Moscow Times в Telegram

Подписаться

Макрон: Си Цзиньпин потребовал от Путина не переступать черту в украинском вопросе

elysee.fr

Руководство Китая до сих пор занимало двойственную позицию в вопросе о войне в Украине. Но по одному из аспектов Пекин с помощью публичных и непубличных заявлений в последнее время сформулировал четкую позицию: применение ядерного оружия и даже разговоры об этом недопустимы.

Председатель КНР Си Цзиньпин имел возможность сказать Владимиру Путину: «Мы работаем вместе, уважаем друг друга, но вы не должны преступать черту в вопросе ядерного [оружия] и должны обращать внимание на международные законы», – рассказал в интервью Financial Times и Nikkei президент Франции Эмманюэль Макрон. Он разговаривал с изданиями после саммита в Индонезии, где лидеры «большой двадцатки» осудили боевые действия в Украине в частности, войну в целом и выступили категорическим против применения ядерного оружия.

Макрон добавил:

Такое напоминание [Путину] исключительно полезно. У Китая важная роль в оказании давления на Россию.

Макрон провел с Си на саммите двустороннюю встречу во вторник, в том числе чтобы заручиться поддержкой в формулировании текста коммюнике. В нем в итоге было сказано, что «большинство членов [«двадцатки»] решительно осуждают войну в Украине», а «сегодняшняя эпоха не должна быть эпохой войны». Применение же ядерного оружия было названо «недопустимым».

Китай старается не втягиваться в украинский конфликт, но при этом использовать его в своих интересах. Китайские официальные СМИ, как и российские, представляют конфликт как борьбу Москвы с НАТО, возлагая на альянс ответственность за его развязывание. В экономическом плане Китай сильно увеличил закупки российской нефти, продающейся с дисконтом, и нарастил экспорт.

При голосовании же по резолюциям Генеральной ассамблеи ООН, в которых осуждалось российское вторжение и говорилось о необходимости выплаты репараций, Китай воздерживался. Но при этом Пекин заявлял о необходимости соблюдать суверенитет и территориальную целостность стран, следовать международным законам и не признал аннексию украинских территорий.

Первая трещина в «безграничном партнерстве», о котором Си и Путин заявили в начале февраля, обозначилась в середине сентября на саммите Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде. Путин публично признал, что у Китая есть «вопросы и озабоченность» «в связи с украинским кризисом». И пообещал «подробно разъяснить нашу позицию по этому вопросу <…> китайским друзьям».

В начале ноября на встрече с канцлером Германии Олафом Шольцем китайских лидер заявил, что он против применения ядерного оружия в Европе. Си призвал международное сообщество «отвергнуть угрозу применения ядерного оружия» и выступить против ядерной войны, чтобы не допустить «кризиса на Евразийском континенте».

А на встрече с Макроном в Индонезии Си и вовсе выступил за прекращение войны в Украине и начало мирных переговоров. Позиция Пекина по украинскому кризису «ясна и последовательна», он готов играть конструктивную роль в разрешении конфликта, сообщило агентство «Синьхуа». Макрон тогда попросил Си Цзиньпина вернуть Путина за стол переговоров с Украиной.

Несколькими днями ранее на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) ядерную риторику российского руководства раскритиковал председатель Госсовета Китая Ли Кэцян. Угрозы применить ядерное оружие (а с ними публично выступали Путин и заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев) он назвал «безответственными». Как сообщала The Wall Street Journal со ссылкой на высокопоставленного чиновника США, знакомого с выступлением китайского премьера, «Ли довольно много говорил о политике Китая в отношении Украины с четким акцентом на суверенитет, безответственность ядерных угроз и необходимость гарантировать, что ядерное оружие не будет использовано тем способом, как некоторые намекали».

Объявляя о мобилизации 21 сентября, Путин подчеркнул готовность использовать «все имеющиеся средства» для сохранения контроля над оккупированными территориями Украины, добавив: «Это не блеф». Вскоре о «праве» использовать ядерное оружие заявил Медведев, после чего Минобороны, МИД и Кремль разыграли историю с «грязной бомбой», которую якобы готовила Украина (история эта быстра сошла на нет).

Кроме того, одно из главных направлений российской дезинформации с начала войны, направленной на зарубежные страны, – это возможность ядерной катастрофы, рассказал The Moscow Times Петр Ян Винш из Пражского института исследований в области безопасности. В отличие от отдельных тем, которые начинает, а затем перестает муссировать российская пропаганда, эту Винш назвал «супернарративом», направленным на то, чтобы посеять страх в западных обществах и подорвать их готовность поддерживать Украину.

Китай достаточно последовательно высказывается в защиту территориальной целостности и суверенитета Украины, он не признает аннексию ни Крыма, ни новых территорий, выступает против применения ядерного оружия, отмечает старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Александр Габуев. Последние же заявления китайских руководителей направлены скорее не на Россию, считает он, «они это более четко сказали, чтобы дать больше пряников европейцам». Высказывания о ядерном оружии были сделаны на встречах с Шольцем и Макроном, так Си Цзиньпин «за счет достаточно символических жестов старается вбить клин в трансатлантическое единство в тот момент, когда администрация Джо Байдена пытается убедить европейцев присоединиться к мерам экспортного контроля», ограничивающим поставки инновационных технологий в Китай.

То, что было решено «на саммите G20 вместе с Китаем, Индией и многими другими, очень важно», уверен Макрон. «Мы высказали это опасение – это был призыв к миру», –  сказал он FT и Nikkei, добавив:

Россия получила послание от международного сообщества, и особенно от Китая, по поводу того факта, что мир должен быть восстановлен.

читать еще

Подпишитесь на нашу рассылку