В Воронеже прекратил работу единственный в Черноземье крематорий, расположенный на территории Юго-Западного кладбища. Проблема возникла из-за санкций, введенных после вторжения России в Украину, сообщает телеграм-канал «7×7» со ссылкой на местное похоронное бюро.
Там пояснили, что ограничения на высокотехнологичное оборудование не позволяют закупить комплектующие, которые нужны для ремонта кремационной печи чешского производства. В настоящее время прием заявок на кремацию приостановлен. Российские специалисты вместе с представителями чешской компании Tabo CS пытаются починить печь, но как долго продлятся работы — неизвестно.
Крематорий проработал меньше трех лет. После открытия в 2020 году светлое здание с небольшим водоемом у входа и мраморным фасадом получило архитектурную премию Russian Project как лучшее общественное сооружение.
В России действует 31 крематорий. В большинстве из них стоят печи из Венгрии, Китая, Германии и Чехии. Оборудование обычно обслуживают специалисты из-за рубежа. В случае поломки, детали заказывают у завода-производителя. То же самое относится к ситуациям со сбоями программного обеспечения — чинить софт приезжают иностранные сотрудники.
После введения санкций импорт зарубежных деталей для печей стал почти невозможен, а приехать в Россию зарубежные специалисты не могут из-за запрета на авиасообщение с ЕС. В марте директор Ассоциации крематориев РФ Алексей Сулоев рассказывал о планах запустить цех по производству необходимого оборудования в стране. По его словам, крематории должны построить еще в 20 городах, однако для покрытия потребностей населения необходимо как минимум 30 таких учреждений.
Самым масштабным и дорогим ритуальным объектом в стране является крематорий в Перми. Стоимость проекта оценивается в 1,2 млрд рублей. Крематорий обещали открыть в 2023 году, но теперь сроки перенесли еще на год.
Учреждение планируют оснастить четырьмя печами, которые будут работать круглосуточно. Изначально оборудование собирались закупить в Чехии, но это стало невозможным из-за санкций. В итоге его решили заменить российскими экспериментальными кремационными печами, которые сейчас существуют в единственном экземпляре. По заявленным характеристикам они в два раза хуже импортных аналогов и позволяют производить не более 14 кремаций в сутки (против 24-36 у чешских ТАВО). При этом стоят печи одинаково, но опыта эксплуатации отечественного оборудования нет, тем более с круглосуточной нагрузкой в городе-миллионнике.
В целом проект крематория в Перми подвергается критике среди специалистов. Чиновники предложили разбить все работы на два этапа: сначала поставить печи и только потом строить колумбарий. Все это может повлиять на сроки запуска, поскольку хранить урны с прахом будет негде.
По словам Сулоева, «проект делали люди, далекие от понимания функционирования крематория в городе-миллионнике. Он не решает главной проблемы: срочного запуска, начала предоставления услуги для социально незащищенных слоев населения и продолжает порочную практику необоснованного расходования бюджетных средств».
Специалисты ООО «Помощь», которые проектируют крематории и поставляют печи в 19 крупных городов России согласились с Сулоевым, отметив, что за выделяемые деньги, «даже в сегодняшних ценах» они могут построить в Перми «8-10 полноценных крематориев под ключ».