Попытка развернуть экспортные потоки на восток продолжает разорять сырьевую экономику России.
Средняя скидка на российский коксующийся уголь, который поставляется на рынок Индии, в сентябре составила 60%, а в летние месяцы достигала 70% по сравнению с австралийскими марками, отмечают в обзоре аналитики ПСБ.
В результате вне зависимости от маршрутов и логистики поставки приносят убытки угольщикам: 262 рубля на каждой тонне теряют экспортеры при отгрузке из порта Находки, 2478 рублей достигает убыток в порту Мурманска и почти 3000 рублей в порту Тамани.
Отрезанные от европейского рынка, куда до войны уходила почти половина российского угольного экспорта, российские угольщики отчаянно ищут покупателей в Азии, предлагая гигантские дисконты на свои марки. Но закрыть санкционный провал полностью не удается: с начала года экспорт угля просел на 9%, а в Кузбассе — крупнейшем угольном бассейне России и одном из крупнейших угольных месторождений мира — с лета остановили добычу по меньшей мере четыре разреза.
«Угледобытчики сталкиваются с трудностями отправки продукции в Индию», — констатирует главный аналитик ПСБ Егор Жильников: за январь–сентябрь на индийский рынок из России было отправлено 1,5 млн тонн угля — больше, чем за весь прошлый год (1,3 млн тонн). «Но о еще большем наращивании экспорта речи не идет», — говорит Жильников.
Эмбарго ЕС, вступившее в силу в августе в составе пятого пакета санкций за вторжение в Украину, обвалило российский экспорт угля в Европу на 77% в месячном выражении, до 1,3 млн тонн.
При этом санкции запретили европейским компаниям не только покупать уголь, но и предоставлять страховые и финансовые услуги при его транспортировке по всему миру.
«Если вы судовладелец из ЕС и загрузили российский уголь, чтобы доставить его в третью страну, не входящую в ЕС, — теперь это незаконная операция. Это создает весьма значительные проблемы», — говорил ранее Майк Солтхаус, глобальный директор по страховым возмещениям Ассоциации клубов взаимного страхования Северной Англии и председатель санкционного комитета Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P& I Clubs).