Истратив почти половину запасов рублей на счетах, правительство распечатывает резервы государственных банков, чтобы наполнить федеральный бюджет, дефицит которого может превысить прогнозы и в этом, и в следующем году.
Вернувшись на рынок госдолга после почти месячной паузы, Минфин за две недели разметил облигации федерального займа на 345 млрд рублей — рекордную сумму с весны 2021 года. На аукционах в среду, 2 ноября, ведомству удалось продать ОФЗ на 167 млрд рублей при спросе более 300 млрд. Неделей ранее объемы были еще выше — 177 млрд рублей.
Как и в пандемию 2020 года, а затем в начале 2021-го года, рекордные аукционы ОФЗ похожи на «договорной матч» с крупными участниками, отмечает Виктор Тунев, главный аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции».
Так, на размещении 14-летних ОФЗ-26240 больше половины объема — 27 млрд рублей из 48 млрд — ушло в руки одного или двух «стратегов», которые выставили заявки по близким друг к другу ценам, предполагающим гигантскую скидку к рынку. При этом Минфин неожиданно согласился дать дисконт: выпуск был продан по 75,7% от номинала, при том что на бирже эти же бумаги торговались по 79%.
Такие дисконты «удивляют» и похожи на «отчаяние», говорит Дмитрий Полевой, директор по инвестициям «Локо-Инвест»: по всей видимости, Минфин видит риски увеличения дефицита бюджета (1,3 трлн рублей, согласно плану).
По состоянию на конец сентября бюджет сохранял мизерный профицит — 54 млрд рублей. Но это результат сверхдоходов первой половины года. С начала лета правительство каждый месяц тратит больше, чем собирает в виде налогов, и за июнь–сентябрь этот разрыв достиг 1,5 трлн рублей. На его покрытие Минфин бросил рублевые резервы — свободные средства бюджета, размещенные в банках на депозитах и репо. Их объем с 4,8 трлн рублей на конец мая падал до 3,2 трлн рублей на конец сентября.
Возможно, действия Минфина на рынке ОФЗ говорят о том, что он «страхуется» от более значительного дефицита, чем было заявлено ранее», пишут аналитики Райффайзенбанка: есть угроза потери нефтегазовых доходов в условиях возможного введения потолка цен на нефть.
В бюджет-2023 Минфин заложил дефицит в 3 трлн рублей, но и эта оценка может оказаться слишком оптимистичной. Проект верстали до объявления мобилизации, а кроме того, заложили в него неизменные нефтегазовые доходы, несмотря на санкции, вступающие в силу в декабре. В реальности в следующем году правительству может не хватить 4–4,5 трлн рублей, оценивают аналитики ВТБ. За два года дефицит казны, таким образом, составит почти 6 трлн рублей.
Источники для его финансирования «скудны как никогда», говорит экономист Александра Суслина. «Я очень надеюсь, что министерство финансов избежит прямого печатания денег», — добавляет она.