США ввели эмбарго на поставки российской нефти и нефтепродуктов в первые дни после начала войны в Украине. Но как минимум одна лазейка осталась, рассказывает The Wall Street Journal, и американцы продолжают заправлять автомобили бензином, сделанным из российской нефти.
Все дело в том, что в санкционный список не попал «Лукойл», также было сделано исключение для товаров российского происхождения, «сильно переработанных в иностранный продукт».
Между тем «Лукойлу» в Сицилии принадлежит крупный нефтеперерабатывающий завод ISAB — второй по мощности в Италии и пятый в Европе. До вторжения России в Украину он получал нефть не менее чем из 15 европейских, американских и африканских стран; из России в среднем поступало 30%. Но после начала войны поставки из них прекратились из-за санкций и отказа европейских банков финансировать НПЗ. С апреля около 93% нефти он получает из России, оставшуюся часть, по данным аналитической компании Vortexa, — из Казахстана.
Привозят ее на Сицилию, в частности, суда находящегося под американскими санкциями «Совкомфлота» — WSJ с помощью спутниковых снимков отследила рейс танкера «СКФ Балтика» из порта Приморск. ISAB перерабатывает нефть в бензин и другие нефтепродукты, а затем они уже как итальянские товары доставляются в США.
Там российскую нефть, «сильно переработанную в иностранные продукты», официально покупали семь компаний, включая Litasco (торговое подразделение «Лукойла», который располагает сетью автозаправок в 11 штатах) и Exxon Mobil, свидетельствуют документы, изученные WSJ.
Хотя такие операции не нарушают санкции, они свидетельствуют о том, как сложно исключить российскую нефть из американской цепочки поставок, отмечает WSJ.
Впрочем, вскоре ISAB уже не сможет продолжать такую деятельность. 5 декабря в Евросоюзе вступает в силу запрет на морские поставки нефти из России. НПЗ может быть закрыт, если «Лукойлу» не удастся его продать. В сентябре покупку завода рассматривал американский фонд Crossbridge Energy Partners.