Высшее руководство российской армии в середине октября обсуждало использование тактического ядерного оружия в Украине на фоне сложностей в удержании аннексированных территорий.
Такие данные получила и передала в Белый дом американская разведка, сообщает The New York Times со ссылкой на чиновников, знакомых с вопросом.
Президент России Владимир Путин, который обещал использовать «все имеющиеся средства» для сохранения контроля над захваченными областями, не участвовал в перехваченных дискуссиях, хотя именно он имеет право нажать на «ядерную кнопку» даже вопреки мнению своих генералов, пишет NYT.
Эти обсуждения в Минобороны и Генштабе состоялись одновременно с заявлениями России о планах Киева якобы взорвать «грязную бомбу» и многочисленными звонками министра обороны Сергея Шойгу западным коллегам.
И хотя в конце октября российские военные провели учения стратегических сил, проверив на готовность доставшуюся в наследство от СССР «триаду», американские чиновники по-прежнему оценивают как низкую вероятность ядерного удара по украинской территории и не видят признаков подготовки к такому шагу.
Впрочем, признают источники NYT, система предупреждения не совершенна, именно поэтому доклад разведки был воспринят с интересом: чиновники обеспокоены, что Путин может решиться на отчаянные действия, если фронт на юге Украины рухнет, как это уже произошло в Харьковской области.
Россия обладает арсеналом из двух тысяч единиц тактического ядерного оружия, созданного специально для того, чтобы сокрушить конвенциональные силы противника на поле боя. В отличие от стратегических ракет, это заряды меньшей мощности и радиуса действия, но их практическое использование куда сложнее, чем просто приказ и поворот двух ключей.
«Даже если Кремль даст указание, это не сможет случиться по мановению волшебной палочки», — указывает Питер Звак, бывший военный атташе посольства США в Москве: российским командирам придется предпринять практически шаги, чтобы снизить риски для личного состава в зоне возможного взрыва.