В администрации президента США не планируют принимать окончательное решение о том, на каком уровне установить ограничение для цены российской нефти, до промежуточных выборов в Конгресс, которые состоятся 8 ноября. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на чиновников, знакомых с подготовкой плана.
Задержка, по их словам, объясняется несколькими причинами. В Вашингтоне опасаются, что объявление окончательного плана может заставить Россию предпринять ответные действия, например, заявить о прекращении поставок. Это может спровоцировать волатильность на нефтяном рынке, которая была бы крайне нежелательна перед выборами. Одна из самых острых проблем, с которой приходится иметь дело демократам, – высокая инфляция и, в частности, дороговизна топлива на автозаправках.
Президент Владимир Путин и вице-премьер Александр Новак не раз заявляли, что Россия не будет продавать нефть тем странам, которые решат участвовать в механизме ограничения цены.
На процесс его разработки, который предполагалось завершить к середине октября, повлияло и принятое 5 октября решение стран ОПЕК+ сократить квоты на нефтедобычу на 2 млн баррелей в сутки. В администрации хотят оценить его влияние на рынок, прежде чем окончательно принимать решение об уровне потолка, говорят чиновники.
Наконец, по их словам, больше времени, чем ожидалось, ушло на то, чтобы собрать мнения участников нефтяной отрасли, а также на переговоры как внутри администрации, так и со странами-союзницами.
Условия нового механизма, возможно, будут мягче, чем изначально предполагалось. Если в самом начале речь шла о $40-60 за баррель, то в последнее время – о $60 (эту цифру, в частности, называла министр финансов США Дженет Йеллен). Теперь есть вероятность того, что потолок окажется даже выше $60 за баррель, сообщил на днях Bloomberg.
Между тем, по данным агентства Argus, средняя цена российской нефти за последние пять лет составила $64 за баррель.
Из-за задержки с публикацией окончательных условий участники нефтяного рынка оказались в неопределенном положении. До вступления в силу эмбарго на поставки нефти в Европу осталось менее 40 дней, и не ясно, будут ли санкции применяться к той нефти, что покинет российский порт до введения потолка, но поступит к покупателю после 5 декабря.
«Обычный рейс на долгих маршрутах из России занимает от 45 до 60 дней. То есть мы уже вступили в период, когда груз становится сомнительным, поэтому есть некоторый риск роста цен, так как покупатели будут искать альтернативных поставщиков», – сказал газете Кевин Бук, управляющий директор ClearView Energy Partners.
Потолок дает возможность покупать российскую нефть по цене ниже установленного уровня. Задержка с его введением может поставить ЕС перед выбором, стоит ли требовать соблюдения полного запрета на транспортировку, оказание страховых и финансовых услуг с 5 декабря, как изначально и предполагали условия эмбарго, считает Хелима Крофт, директор по стратегии на сырьевых рынках RBC Capital Markets. Если ЕС пойдет на это, российская нефть фактически станет недоступна участникам рынка, добавляет она.