ФСБ потратила десятки миллионов долларов, полученных от ряда крупнейших российских госкомпаний, на подкуп и поддержку молдавских политиков с целью удержать страну в сфере влияния Москвы. Об этом пишет The Washington Post со ссылкой на оказавшиеся в ее распоряжении документы и интервью с вовлеченными сторонами.
Например, бывший президент Игорь Додон (2016–2020), возглавивший после ухода с поста Молдавско-российский деловой союз, стал получать ежемесячно $29 016 в виде зарплаты и еще $14 508 — в виде премии. За это Додон должен был любые свои публичные заявления согласовывать с новым работодателем; об этом свидетельствует скриншот записи беседы между Додоном и Игорем Чайкой, сыном бывшего генпрокурора России Юрия Чайки. Игорь Чайка занимает пост бизнес-посла «Деловой России» в Молдове и Приднестровье; эта организация и создала Молдавско-российский деловой союз.
Во время беседы, состоявшейся 2 декабря 2021 г., Додон настаивает, что он «свободный человек». «Свободный, но ограниченный корпоративной этикой союза», — отвечает Чайка. «Рано вы меня начали хоронить, — говорит Додон. — Если вы ставите условие, что за одно из моих публичных заявлений вы порежете мне зарплату и закроете новый деловой совет… тогда давайте обсудим подробности».
План ФСБ
Игорь Чайка и восемь его компаний в среду попали под санкции США. Он пытался подорвать позиции нынешнего президента Майи Санду, которая выбрала курс на сближение с Западом и вступление в ЕС, и вернуть Молдову «в сферу влияния Кремля», заявило Министерство финансов США.
По версии Минфина, свой план Чайка разработал вместе с пресс-секретарем президента РФ Дмитрием Песковым. Чайка помог заключить союз между Додоном и Иланом Шором, который возглавляет партию «Шор», но скрывается от уголовного преследования в Израиле. Компании Чайки использовались для финансирования пророссийских партий, отметил Минфин.
Но социалисты потерпели поражение на парламентских выборах в июле 2021 г., и план не был реализован.
Мошенник или политик?
В период с декабря 2020 года по июнь 2022 гг. Чайка более 6000 раз общался с Дмитрием Милютиным — генералом, заместителем начальника департамента оперативной информации 5-й службы ФСБ. Именно он руководит операциями в Молдове с 2016 г., согласно документам WP.
ФСБ начала активно работать с партией «Шор» в 2020 г. Ее лидер и предприниматель в 2017 г. был приговорен к 7 годам и 6 месяцам тюрьмы за участие в самом громком банковском скандале в современной истории Молдовы. В 2014 г. из банковской системы страны был выведен $1 млрд, в результате бюджетный дефицит правительства, которому пришлось ее спасать, вырос до 8% ВВП.
Шор бежал в Израиль, но продолжал политическую деятельность в Молдове. Хотя ФСБ не бросила Додона и устроила его на хлебную должность в Молдавско-российский деловой союз, большую ставку после проигрыша социалистов на него уже не делали. Нанятые ФСБ политтехнологи назвали его человеком с «непоправимо испорченной репутацией».
В октябре 2022 г. после серии антиправительственных демонстраций молдавские власти задержали 24 человека, включая членов «Шора», по обвинению в незаконном финансировании протестов. Как заявила прокуратура, следователи изъяли 20 мешков, набитых наличными на сумму 3,5 млн лей (около $181 000).
Крышевание бизнеса
ФСБ помогла Шору и в его бизнесе. В 2020 г. она координировала проведение сделки по передаче им контрольного пакета акций компании — оператора Кишиневского аэропорта российскому бизнесмену Андрею Гончаренко. Гончаренко «проинструктировали по всем вопросам», сказал высокопоставленный офицер ФСБ при обсуждении сделки, свидетельствуют документы WP.
Шор заявил газете, что никогда не владел долей в операторе аэропорта, но в документах ФСБ по этой сделке он называется «активом Шора». Высокопоставленные молдавские чиновники тоже говорят, что предприниматель контролировал компанию.
США в среду ввели санкции также против Шора и его жены — российской певицы Жасмин. Он сказал WP, что никогда не получал поддержки ни от ФСБ, ни от России. Поворот нынешнего правительства в сторону Запада подвел страну к «экономическому краху», заявил Шор. В сложном положении, однако, Молдова оказалась из-за сокращения поставок газа «Газпромом».