Для иностранных банков, которые поставили на российский рынок в 1990-х и 2000-х и не успели «выпрыгнуть» после обострения отношений с Западом, безвозвратно захлопнулся капкан.
Президент РФ Владимир Путин утвердил перечень кредитных организаций, владельцам которых запрещаются сделки по продаже своих активов без специального разрешения государства.
Список, опубликованный на портале правовой информации в среду, включает 45 банков, среди которых все крупные зарубежные участники рынка.
Под запрет попадают Райффайзенбанк (имеющий статус системно значимого), ЮниКредит и Ситибанк, которые суммарно имеют активы на 3,5 трлн рублей и держат вклады физлиц на 264 млрд рублей.
Без возможности продать бизнес, не получив «визу» от властей, остались немецкие Сommerzbank и Deutsche Bank, французские Natixis, BNP Paribas и Credit Agricole, японские MUFG, Sumitomo и Mizuho, американский Goldman Sachs, а также швейцарский Credit Suisse — «любимый банк» российских олигархов, который обслуживал Алишера Усманова, Романа Абрамовича, Виктора Вексельберга и Олега Дерипаску и перед началом войны держал не менее $30 млрд российских активов.
Под распоряжение Путина попали даже дочерние банки западных автоконцернов, такие как «Тойота банк», «БМВ Банк» и «Фольксваген банк», а также небанковские кредитные организации, которые обслуживали международные платежные системы (дочерние структуры Paypal и Western Union).
Распоряжение Путина подписано в связи с его же указом от 5 августа 2022 года, говорится в документе. Он запрещает инвесторам из «недружественных стран» сделки по продаже акций и долей в уставных капиталах российских кредитных организаций.
Чтобы избавиться от доли, нерезидентам потребуется получать специальное разрешение президента, а без него сделки будут считаться «ничтожными». Новые владельцы, купившие банк без «визы», будут лишены «прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации», следует из указа.
Источники Reuters, знакомые с ситуацией, утверждали ранее, что российские власти обсуждают введение внешнего управления в «дочках» иностранных банков. Это позволит сохранить зарубежное владение, но перевести под государственный контроль все операции.
Идею лоббирует глава ВТБ Андрей Костин, по словам которого, было бы справедливо «забрать» все иностранные банки в России. «У нас забрали банки, и у них [иностранцев] надо банки забрать, обнулить тему», — призывал он в июне на Петербургском международном экономическом форуме.