Война в Украине по понятным причинам заставила многих задуматься о широких идеологических баталиях нашего времени.
Но при этом важно не упускать из виду более локальные вопросы, такие как судьба крымских татар. Несмотря на небольшую численность тюрко-мусульманской группы, которая веками называла Крым своим домом, крымские татары, насчитывавшие 350 000 человек, имели статус ханства между XV и XVIII веками, прежде чем были поглощены Российской империей при Екатерине Великой.
Попытка восстановить независимость в начале XX века не удалась, и позже Сталин депортировал крымских татар в Среднюю Азию, ложно обвинив их в сотрудничестве с нацистами во время Второй мировой войны. Большинство из них смогли вернуться на родину только после распада Советского Союза в 1991 году.
Тем не менее крымские татары по сей день стремятся жить автономно в демократической Украине, даже если оккупация их родины Россией в течение последних восьми лет усложнила реализацию этой мечты.
Однако череда недавних успешных украинских военных операций возродила осторожные надежды крымских татар на самоопределение. Когда в 2014 году Кремль захватил в основном русскоязычный Крым, татарское население вышло на улицы в знак протеста, и поначалу президент России Владимир Путин игнорировал инакомыслящих, но вскоре местные власти ополчились на эту этническую группу, закрыв ее независимые СМИ, ликвидируя ее НКО и преследуя ее активистов.
Теперь становится ясно, что аннексия Крыма планировалась, чтобы заложить основу для будущего наступления на остальную часть Украины, при этом оккупированный полуостров служит гигантской российской военной базой с ракетами большой дальности и тысячами солдат.
После аннексии местные СМИ окрестили крымских татар «исламистами», а десятки активистов были осуждены по удивительным обвинениям в «терроризме». Тех, кто остался на свободе, запугали и заставили замолчать, а десятки тысяч предпочли эмигрировать, в основном на материковую часть Украины.
На сегодняшний день за решеткой остаются не менее 100 крымских политзаключенных, самый известный из которых — заместитель главы Меджлиса — неформального крымскотатарского парламента, осужденный на 17 лет лишения свободы за «саботаж».
Когда в феврале Кремль начал вторжение в Украину, многие татары добровольно вступили в ряды украинской армии, чтобы защитить свою страну. Объявление Путиным частичной мобилизации в сентябре спровоцировало исход общины из Крыма: более 10 000 крымскотатарских семей предпочли уехать в Казахстан, Узбекистан и Европу, вместо того чтобы воевать со своими соотечественниками.
Внезапное решение уехать — часто без какой-либо подготовки — означало, что многие крымские татары столкнулись по прибытии на новое место вскоре обнаружили, что им не хватает денег. Многие оказались в подвешенном состоянии, не зная, куда они в конечном итоге направляются. Другие вообще не смогли выехать из Крыма либо из-за нехватки денег, либо из-за отсутствия необходимых документов.
Точное количество крымских татар, мобилизованных Путиным, неизвестно, но часть уже добралась до фронта.
Статус крымских татар, служащих в российской армии и захваченных украинскими войсками, особенно тех, кто слишком молод, чтобы иметь украинские паспорта, становится все более острой проблемой, и остается неясным, считает ли их Киев гражданами России или Украины.
Иногда крымские татары, призванные в российскую армию, просто ищут возможность как можно скорее сдаться украинским войскам, но это не так просто в условиях конфликта, в котором доминирует артиллерийский огонь с расстояния в десятки километров.
В результате десятки, а может, и сотни крымских татар погибнут из-за решений, принятых в Кремле, как это произошло в 1918 году, когда большевики ликвидировали Крымскую Народную Республику, как это произошло в 1938 году во время сталинских расстрелов, и точно так же, как и в 1944 году, когда почти половина депортированных умерла от голода, болезней или истощения.
Россия не разрешает правозащитным НКО въезжать в Крым с 2014 года, что делает практически невозможным сбор материалов для их отчетов. Российская правозащитная организация «Мемориал» в прошлом сообщала о преследовании крымских татар и признала многих заключенных активистов политзаключенными, но организация была запрещена во время скатывания России к тоталитаризму.
Духовный лидер крымских татар, бывший советский диссидент Мустафа Джемилев в своих выступлениях часто сравнивает современную Россию с СССР, отмечая, как ужасно, что сегодняшняя Россия иногда оказывается в таких аналогиях даже хуже, чем Советский Союз. Активистов демократии в 1970-х и 1980-х тоже сажали, но они не были похищены и не исчезли бесследно, как член Меджлиса Эрвин Ибрагимов в 2015 году.
Конечно, советские репрессии распространялись и на интеллигенцию, но некоторых — таких как Андрей Сахаров — не трогали. В путинской России единственным неприкасаемым является сам президент.