Турецкие власти попросили Россию об отсрочке по платежам за газ, который становится не по карману хрупкой турецкой экономике, переживающей валютный кризис и гиперинфляции.
Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, турецкая национальная газовая компания Boru Hatlari ile Petrol Tasima AS (BOTAŞ) предложила отложить некоторые платежи до 2024 года. Между Москвой и Анкарой уже действует соглашение, которое позволяет Botas оплачивать четверть поступающих углеводородов в рублях, а не в долларах.
По словам собеседников агентства, пока неясно, приведут ли последние переговоры к какому-либо соглашению. BOTAŞ и «Газпром» отказались от комментариев. По словам человека, знакомого с позицией «Газпрома», Турция не обращалась к компании с официальным запросом, а Москва не будет обсуждать отсрочку, пока не получит конкретное предложение.
Турция остается последним «окном в мир» для россиян, продолжая полеты в Москву, а также наращивает поставки товаров в Россию по параллельному импорту: ее экспорт в РФ в августе установил абсолютный рекорд — 738,5 млн долларов за месяц, что на 87% больше, чем в том же месяце год назад.
В ответ президент Реджеп Эрдоган требует уступок от Москвы. На переговорах с Владимиром Путиным в Сочи в начале августа он настаивал на скидке от «Газпрома», газ которого становится не по карману хрупкой турецкой экономике: инфляция в стране достигла 83%, а дефицит торгового баланса бьет рекорды — 11,7 млрд долларов за август.
Не фоне дефицита твердой валюты турецкая лира обесценилась более чем на 28% по отношению к доллару с начала года и вошла в топ слабейших валют развивающихся рынков (потери больше понес лишь аргентинский песо).
В понедельник Венгрия — одна из стран ЕС, наиболее зависимых от российских энергоресурсов, - договорилась об отсрочке платежей по газовому контракту с «Газпромом» предстоящей зимой. Расходы венгерской экономики на закупку энергоносителей в этом году достигнут $19 млрд, что почти в пять раз больше, чем в 2019 году. При этом правительство страны остается последним «союзником» Кремля в ЕС и регулярно тормозит принятие санкций за войну в Украине.