Инфляция в еврозоне составила в сентябре 10%, впервые достигнув двузначной отметки с 1999 г., когда в обращение был введен безналичный евро. Энергокризис вносит огромный вклад в рост цен, и министры ЕС в пятницу согласовали первые меры по борьбе с ним. Ограничения цен на газ, которое предлагали ввести некоторые страны, среди них нет.
Экономисты, опрошенные Reuters, ожидали роста индекса потребительских цен на 9,7% по сравнению с сентябрем 2021 г. Индекс повышается 11 месяцев подряд, в августе рост был 9,1%. В некоторых странах инфляция еще выше, например, в странах Балтии превышает 20%. Более чем в половине стран еврозоны инфляция измеряется двузначным числом. Накануне Германия сообщила, что там она достигла максимума за 71 год, составив 10,9%.
Годовой рост цен на энергоресурсы составил 40,8%, на продовольствие – 11,8% (против 38,6% и 10,6% в августе соответственно), сообщил Евростат.
Обуздать кризис
Министры энергетики стран ЕС сегодня обсудили меры по борьбе с энергокризисом, которые им представила Еврокомиссия. Они договорились о двух:
- каждая страна обязана сократить потребление электричества на 5% в пиковые часы нагрузки во время отопительного сезона;
- правительства могут ввести налог на сверхдоходы производителей ископаемого топлива и энергетические компании с низкой себестоимостью производства, чтобы направить вырученные средства на поддержку домохозяйств и компаний. Сумма, которая может быть выручена таким образом, оценивается в 140 млрд евро.
Перед встречей также обсуждалось введение потолка для цены газа, но по этой теме «консенсуса нет даже близко», сказал накануне Reuters дипломат одной из стран ЕС.
Против рынка не пойдешь
От выдвигавшегося некоторыми странами предложения ограничить цену российского газа практически отказались даже его авторы, сообщает Bloomberg. Это должно было бы ограничить доходы России и помочь снизить цены в Европе. Однако поставки из России сейчас обеспечивают всего 9% потребления – против 40% до начала войны. К тому же Кремль ведет очевидную газовую войну с Европой, надеясь, что, оставшись зимой без российского газа и начав замерзать, она перестанет поддерживать Украину. Так что при ограничении цены «Газпром» может прекратить и остающиеся поставки – через Украину и «Турецкий поток».
Другая рассматривавшаяся возможность – ограничить оптовую цену газа: об этом Брюссель на неделе попросили 15 стран, включая Францию, Италию и Польшу. Потолок нужно установить на «достаточно высоком и гибком уровне, чтобы он позволял Европе привлекать необходимые ресурсы», объяснили свое предложение Бельгия, Греция, Польша и Италия в письме, направленном в Еврокомиссию (с ним ознакомился Reuters).
Но ряд стран, включая Германию и Нидерланды, выступают против такой меры, говоря, что тогда на глобальном рынке Европа не сможет привлечь необходимые объемы газа. Кроме того, она потребует переустройства энергетического рынка.
«Я против манипулирования рынком», – заявил во вторник на газовой конференции в Париже Патрик Пуянне, гендиректор TotalEnergies. Даже если Россия полностью отключит газ, Европа сможет пережить эту зиму, потому что у нее достаточно газа в хранилищах и она продолжает получать СПГ из США, считает он. Пуянне объяснил:
СПГ идет в Европу, потому что европейцы готовы платить немного больше, чем в Азии, в противном случае американский СПГ пойдет туда. Вводить ограничение для европейского рынка, когда мы фундаментально нуждаемся в получении бóльших объемов газа, – я не понимаю этой идеи.
Единственная остающаяся опция – ограничить стоимость только того газа, что используется для электрогенерации, с целью разорвать связь между этими двумя рынками и снизить счета за электричество, отмечает Bloomberg. Это наиболее скромная мера из обсуждавшихся. Но и здесь возникают препятствия. «Тогда промышленность откажется от всех своих усилий по экономии и снова начнет сжигать больше газа, хранилища опустеют и политикам в итоге придется силой закрывать многие компании», – считает Лион Хирт, профессор энергетической политики берлинской Hertie School. Домохозяйства в этом случае тоже не будут ограничивать энергопотребление.