В указе о мобилизации Путин заверил (а все поверили), что «призыву будут подлежать только граждане, находящиеся в запасе, они будут проходить дополнительную подготовку с учетом войны в Украине». На самом деле уже гребут без разбора.
Понятно, это главное, что заметили СМИ и публичные эксперты и принялись комментировать в видеоблогах, пабликах, на сайтах и в телеграм-каналах. А на оставшуюся часть указа мало кто обратил внимание. И очень зря, так как именно из нее понятна стоимость мобилизации и, соответственно, гигантские расходы РФ на ведение войны.
Указ устанавливает размер денежного довольствия для мобилизованных на уровне контрактников. Разорвать «мобилизационный контракт» весьма проблематично, если не невозможно. Что же касается этого самого «уровня для контрактиников», то солдаты и сержанты могут рассчитывать на получение от 200 242 рублей до 452 886 рублей, а командиры, от лейтенанта до полковника, — на 234 580–600 000 рублей в месяц. В эти суммы входят и премии за эффективное добросовестное исполнение служебных обязанностей, службу в экипажах и разведывательных подразделениях, а также надбавки. Понятно, столько получат далеко не все… но эти деньги будут:
а) зарезервированы для всех мобилизированных;
б) «освоены» военным начальством в полном объеме и обратно в госбюджет РФ точно не вернутся.
Надо учитывать еще, что денежное довольствие — не единственный вид выплат тем, кто принимает участие в боевых действиях.
Есть еще «гробовые», вроде как отправляющиеся родственникам убитых, сейчас это в общей сложности 12,4 млн рублей; раненые (если докажут), получают по 3 млн рублей; есть еще много поощрительных выплат.
Отдельно РФ платит за уничтожение украинской военной техники:
- за сбитый самолет ВСУ — 300 тысяч рублей;
- за сбитый вертолет ВСУ — 200 тысяч рублей;
- за беспилотник — 50 тысяч рублей;
- за подбитый танк — 300 тысяч рублей;
- за уничтоженные БМП и РСЗО — 50 тысяч рублей.
Еще до 100 тысяч рублей обещают заплатить «наиболее отличившимся военнослужащим за уничтожение живой силы противника, а также других возложенных задач».
Надеюсь, после ознакомления с этими цифрами всем станет ясно, почему количество сбитых украинских самолетов, вертолетов и беспилотников, подбитых танков, согласно официальной российской статистике, в разы превышает их количество в Украине до войны вместе с той техникой, которую Украина получила от стран-партнеров. За всю «уничтоженную технику» деньги кто-то получил! А теперь, когда пройдет мобилизация и появится масса нового «голодного генералитета» и лиц с меньшими звездами на погонах, расходы на премии за «сбитую технику ВСУ» существенно возрастут.
Следует ли этому сильно радоваться? И да, и нет. Вот какие выводы можно сделать из объявления о мобилизации.
- Блицкриг Путина провалился. А значит, провалились все схемы, планы и расчеты по его финансированию, и придется искать деньги на обеспечение мобилизованных. Едой. Обмундированием. Денежным довольствием. Топливом. Лекарствами. Дровами… Нужны ресурсы. И чем шире будет мобилизация, тем больше ресурсов потребует.
- Относительно того, что на мобилизированных не хватит оружия (о чем периодически можно прочитать в украинских пабликах)… не стоит тешить себя иллюзиями. Не то что для трехсот тысяч, а и для пары-тройки миллионов пушечного мяса в России найдется легкого стрелкового и патронов к ним. Что из этого может быть… смотрите документы советско-финской войны. «Можем повторить» — это и о том, как завалить противника трупами. В прямом смысле слова. Так что потребность в тяжелом вооружении, артиллерийских системах и авиации у нас только увеличится.
- Увеличение расходов на войну повлечет за собою падение уровня жизни в РФ. Да, не напрямую из-за санкций, а из-за роста расходов на войну. Санкции — стратегический инструмент, а мобилизация потребует оперативно-тактических расходов прямо сейчас. Кстати, санкции будут все сильней мешать покрывать эти расходы, но это все равно придется делать. И вот тут-то россияне начнут ощущать на себе влияние санкций!
- Да, напомню еще, что мобилизированные перестанут работать и тем самым ухудшится ситуация на внутреннем рынке труда, поскольку принудиловка в реализации мобилизационных планов не выметет с улиц безработных и бомжей, зато создаст серьезные проблемы именно работающим предприятиям.
- А потому от принудительной мобилизации в первую очередь пострадает мелкий и средний бизнес, так как ему будет сложнее всего выкупить сотрудников у военных. А значит, увеличится разница в уровне жизни центральных регионов РФ и периферии.
Как бы не сказалось это на усилении центробежных настроений в РФ!
Теперь очень грубые расчеты — сколько все это может стоиить. Точнее, грубые прикидки.
Среди 300 тыс. военнослужащих, подлежащих мобилизации, всего офицеров должна быть примерно пятая часть, то есть 60 тыс. человек. Пойдем по средней оценке их довольствия: 250 тыс. для солдат и сержантов, 350 тыс. — для офицеров (сержантов меньше, чем солдат, лейтенантов больше, чем полковников). Тогда на младших чинов в месяц нужно 62,5 млрд рублей, это, подчеркну, только денежное довольствие, а на офицеров — 17,5 млрд рублей, всего 80 млрд. За полгода будет округленно полтриллиона.
(Поскольку мобилизация объявлена в РФ впервые с 1941 года, не до конца ясно, придется ли Минобороны РФ платить за мобилизованных социальные взносы в пенсионный, медицинский и фонд соцстраха, но, видимо, нет: это денежное довольствие, а с него социальные взносы не платятся — статья 422 Налогового кодекса РФ.)
Со скорбью предположим, что Минобороны РФ право и убитых за полгода российских военных всего около 6 тыс. Преположим ужасное: за следующие полгода убьют еще столько же. Выплаты составят 75 млрд рублей.
О количестве раненых ничего не говорится, но на них выплата кратно меньше, зато и их самих кратно больше (как правило, 1 к 3,5); прикидываем примерно те же 75 млрд рублей.
Дальше предположу, что отчетность за следующие полгода об уничтоженной украинской технике — отчетность, а не реальность, — будет такой же. Но это совсем немного, оценю в 200 млн рублей.
Плату за украинцев, убитых захватчиками, я считать не хочу. Просто не буду.
Всего получается, что только выплаты живой силе российского мобилизованного войска составят за полгода 650 млрд рублей, или порядка 110 млрд руб. в месяц.
Но в эту сумму не входят ни обмундирование, ни вооружение, ни боеприпасы, ни военная техника, ни солярка с бензином для нее, ни еда — а без этого какая война! Вдвое увеличить предыдущую сумму можно!
Оборонный бюджет России, весь, меньше 300 млрд руб. в месяц — но это по открытым данным, согласно закону о бюджете, принятому еще в прошлом году. То есть: плюс две трети к официальным расходам!
Интересно все-таки, у кого военные РФ забирают эти 200 миллиардов рублей в месяц? Бюджет-то уже близок к тому, чтобы свалиться в дефицит: нефтегазовые доходы, основа агрессивной политики путинской РФ, быстро снижаются.