Я окончила среднюю школу в России и выросла на атеистической версии истории Галилея. Согласно советской традиции, его наказали за его теорию о том, что Солнце находится в центре Вселенной, а не за то, что он поставил результат эксперимента выше слова Божьего.
Может быть, поэтому опросы в России постоянно фокусируются на вопросе «Вращается ли Земля вокруг Солнца?». В 2022 году, по данным ВЦИОМ, 35% дали неправильный ответ. Некоторое время назад цифра была немного лучше: в 2007 году только 28% ошиблись.
Это много или мало? Согласно имеющимся данным из некоторых других стран, ни то ни другое. Опрос Национального научного фонда Америки (2014) показал, что 25% американцев считают, что Солнце вращается вокруг Земли. Доступные данные из ЕС немного устарели: в 2000 году 17% немцев считали, что Солнце вращается вокруг Земли, как и 26% европейцев в целом (2001). В Израиле только 19% респондентов не смогли дать правильный ответ. В то время как в Индии (2006) только 52% респондентов заявили, что Земля вращается вокруг Солнца.
Государственные экзамены против телевидения
«Треть россиян считает, что Солнце вращается вокруг Земли» — как и в случае с любыми другими кликбейтными заголовками, эта фраза не соответствует результатам опроса. Во-первых, хотя процент людей, считающих Землю центром Вселенной, вырос с 2014 года (с 28 до 35%), вырос и процент правильных ответов на большинство остальных вопросов социологов о науке. Фактически ВЦИОМ пришел к выводу, что «общий уровень научной грамотности населения постепенно повышается».
Другие вопросы, на которые люди правильно ответили, касались радиоактивности, ГМО и эволюции человека, что говорит о том, что россияне дают правильные ответы на вопросы, касающиеся их повседневной жизни. Это еще один хороший признак.
Что еще более важно, научная неграмотность сконцентрирована в группе старше 60 лет, тогда как молодежь — до 24 лет — высокограмотна. Это развенчивает популярный миф о том, что «советское школьное образование было лучшим в мире» и намного лучше нынешнего образования «поколения ЕГЭ». Граждане, учившиеся в советских школах, не знали самых элементарных научных понятий, в отличие от недавних выпускников, чьи знания при выпуске контролировались с помощью централизованного тестирования.
Второй важный факт заключается в том, что телевидение дает людям научные мифы, а не научную грамотность. ВЦИОМ подтвердил, что люди с низкой научной грамотностью в основном называют телевидение источником информации, тогда как высокограмотные получают свои знания в интернете. Контролируемое государством телевидение не обучает людей, в то время как интернет, который консервативные политики критикуют как «небезопасный», делает это.
Имеет ли все это значение?
Почему мы вообще хотим, чтобы люди больше знали о науке, и что именно мы хотим, чтобы они знали?
Конечная цель больше связана с доверием, чем с фактами. Мы хотим, чтобы люди доверяли науке в улучшении своей повседневной жизни — например, чтобы они предпочитали доказательную медицину суевериям.
Поэтому постепенно выходит из моды оценка научной грамотности по нескольким простым вопросам. Например, Китай вкладывает много усилий в научное образование. Для контроля его качества специалисты используют комплексный показатель гражданской научной грамотности (CSL). Они гордятся тем, что CSL вырос с 1,6% в 2005 году до 10,56% в 2020 году, и они вкладывают значительные средства в научные музеи и центры.
Они взяли этот показатель из работ американских исследователей, которые оценили уровень CSL американцев в 28%. В Европейском союзе серия исследований Eurobarometer была сосредоточена на ценностях, а не на знании фактов. Исследование 2021 года показало, что 86% граждан поддерживают науку и примерно столько же ожидают положительных изменений в своей жизни благодаря солнечной энергии и вакцинам.
В России корреляция между научным знанием, ценностями и знанием в целом очень жесткая. Население с самой низкой научной грамотностью проживает вдали от крупных городов. Это результат систематического пренебрежения государством сельским населением во всем, в том числе и в образовании.
Именно люди из этого социального слоя чаще всего отправляются на войну в Украине. Почему они или их родители не отказываются подписывать контракт? Ответственный секретарь Союза комитетов солдатских матерей России Валентина Мельникова объяснила в интервью журналистке Екатерине Гордеевой в программе «Скажи Гордеевой»: «От них вообще ничего нельзя ожидать».
То есть уровень их функциональной грамотности абсолютно недостаточен для совершения каких-либо действий. Они не знают основ физики, но не знают и основ своих гражданских прав, способов защиты или даже того, что у них есть право на свободную волю.
Конечно, я буду счастлива, если люди узнают, что Земля вращается вокруг Солнца. Но как профессиональный научный коммуникатор я задаюсь вопросом, делает ли это научное знание их жизнь лучше. И ответ: нет, для этого нужно намного больше.