Правительство Германии ввело внешнее управление в компании Rosneft Deutschland, на которую приходится 12% нефтеперерабатывающих мощностей в стране, а также RN Refining & Marketing.
Rosneft Deutschland, «дочке» «Роснефти», которая является одной из крупнейших нефтеперерабатывающих компаний Германии, принадлежат доли в трех НПЗ: PCK Schwedt в городе Шведт, MiRo в Карлсруэ и Bayernoil в Фобурге. Ее внешним управляющим назначено Федеральное сетевое агентство, регулятор энергетического сектора.
Министерство экономики в своем заявлении объяснило этот шаг «угрозой безопасности поставок энергоресурсов» в Германию. Введение внешнего управления призвано нейтрализовать этот риск, подчеркивает ведомство. Кроме того, говорится в релизе Минэкономики, необходимо обеспечить безопасную работу НПЗ в Шведте, в котором «Роснефть» имеет контрольный пакет (54%) и который является, по сути, градообразующим предприятием. На заводе работает множество жителей города, от него зависит местный бизнес, и все они, равно как и власти Шведта опасались за свое будущее после того, как в декабре вступит в силу эмбарго на закупки российской нефти.
Министерство экономики пообещало принять пакет мер, чтобы обеспечить альтернативные поставки на НПЗ в Шведте, который сейчас получает нефть по трубопроводу «Дружба». Построенный в 1960-х гг. НПЗ является основным источником топлива для Берлина, обеспечивая 90% поставок, включая бензин, дизель и авиационный керосин для самолетов в берлинском аэропорту.
Аналогичным образом власти Германии взяли под контроль в апреле местную «дочку» «Газпрома» — Gazprom Germania.
Немецкие НПЗ — это существенная потеря для «Роснефти», отмечает руководитель отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф» Кирилл Комаров: в 2010 году компания купила эти активы у венесуэльской PDVSA за $1,6 млрд и теперь может списать в убыток сопоставимую сумму.
Причем списание, возможно, уже состоялось, не исключает Комаров: «Роснефть» раскрыла лишь сокращенную отчетность за I полугодие, а прибыль в ней оказалась ниже ожиданий рынка, и «списание вложений в немецкие заводы вполне может быть одной из причин».